Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 30 (1127)
17.08.2012
НОВОСТИ
Культура
Проблемы
Вперед - в прошлое!
Спрашивайте - отвечаем
16-я полоса
Криминал
Спорт
5 колец
Взгляд

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 30 (1127), 17.08.2012

ИЗ "ИСКРЫ" ВОЗГОРЕЛОСЬ...

Редеют ряды "искровцев". Все меньше тех, кто мог бы поделиться воспоминаниями о работе в молодежной одесской газете. Вот и еще одна потеря: ушла из жизни Людмила Александровна ГИПФРИХ. В историю одесской журналистики она войдет прежде всего своеобразным рекордом - 39 лет (с момента создания газеты) трудилась заместителем редактора "Вечерней Одессы". На этом фоне как-то теряется тот факт, что начинала Людмила Александровна свою журналистскую биографию еще в "Комсомольском племени".

Она обещала поделиться своими воспоминаниями о работе в "молодежке". Но не успела... Придется воспользоваться фрагментами беседы, которая состоялась у нас примерно десять лет назад...

"ЖИВАЯ ТОЧКА"

- Журналистика в вашей жизни - это судьба или случай?

- Скорее, случай, ставший судьбой. Хотя теперь, раздумывая над этим, все более убеждаюсь: чувство, что я приду работать именно в газету, возникло у меня очень рано. К тому же многие из моих друзей по поэтическим студиям - Борис Нечерда, Юрий Михайлик, Наташа Стоянова - уже работали в молодежной газете "Комсомольское племя", которая потом стала "Комсомольской искрой".


А случай был такой. Встретила я как-то однокурсницу, которая предложила зайти вместе с нею в СВ. Я сперва не поняла, но оказалось, что СВ - это "Студенческие вести" - рубрика в "Комсомольском племени". Мы зашли, она получила задание, выполнять которое довелось уже мне одной...

Мое вхождение в газету оказалось очень быстрым: я еще училась заочно, продолжала работать в библиотеке, а уже трудилась в редакции...

- После "Старых песен о главном" пошла мода на мелодии шестидесятых; сейчас они кажутся такими наивно-прелестными... И такой же дымкой окутано то время: даже название у эпохи какое мягкое - оттепель...

- А какой была журналистика оттепельной поры?

- Странной она была, наверное, если смотреть сегодняшними глазами.

В массе своей тогдашняя советская журналистика была, безусловно, серой. Но на этом фоне выделялись очень яркие пятна. Что касается столичных газет, то тут и говорить нечего: "Комсомольская правда", "Известия", руководимые Аджубеем, - это была журналистика очень высокого класса. Ведь тогда, чтобы сказать что-то честное и прямое, что-то себе позволить, нужно было обладать громадным мастерством и иметь огромный авторитет. Естественно, добивались такого права единицы, но зато это уже были подлинные мастера.

Однако и наша скромная "Комсомольская искра" была одной из "живых точек" на теле отечественной журналистики. Таких "точек" было в ту пору по Союзу немного - комсомольские газеты на Дальнем Востоке, в Туркмении, в Казахстане - их знали все... В отличие от сталинского времени, когда личность журналиста была напрочь нивелирована, мы уже могли позволить себе делать живую, искреннюю газету. Могли, например, напечатать фельетон "Форменное безобразие", имея в виду милицейскую форму. Правда, после каждого подобного материала начинался перманентный процесс снятия редактора. Но нам в "Искре" на редакторов попросту везло...

И ЗА РЕДАКТОРОВ СВОИХ...

Когда я пришла в газету, ее редактировал Ерванд Григорянц - человек умный и смелый. Его потом забрали в Москву, заведовать отделом "Комсомольской правды" и, в общем-то, загубили, поскольку в столице он себя не реализовал. Вспоминаю один наш разговор, уже в семидесятых, когда Григорянц вдруг с тоской признался: "Вот сейчас я бы хотел быть редактором. Потому что прежде от редактора мало что зависело, а теперь от него зависит все".

- Людмила Александровна, не могу вас тут не перебить. Как понять эти слова? Ведь хорошо известно, что после событий 1968 года гайки снова стали закручивать и прежде всего в прессе...

- То ли они устали, то ли уже было предчувствие, что так дальше жить нельзя, но во времена застоя жесткого диктата уже не было, с редакторами стали больше считаться, и тот, кто хотел что-то сделать, мог добиться своего. Да, давление со стороны партийных органов оставалось, но если редактор был сильной личностью, с ним считались. При желании можно было сделать многое, просто опираясь на партийные документы. Слова-то в них были правильные, и, если бы все шло по "букве" партийных постановлений, наше общество имело бы совершенно другой вид...

Но это уже другая тема.

Возвращаясь к разговору, повторю только старую истину: то, что вырастает в трудных условиях, вынуждено быть талантливым, и журналистика тут не исключение.

После Григорянца редактором "Комсомольской искры" стал совершенно замечательный человек - Игорь Лисаковский. Борис Деревянко говорил очень точно: "Мы все не доросли до такого редактора". Он был эрудитом, обладал многообразными талантами и совершенно не умел и не хотел применять тоталитарные методы, которые считались тогда необходимыми, чтобы держать коллектив в узде. А сняли его за то, что газета напечатала статью под названием "Одесса должна быть Одессой", и говорилось в ней, что, возможно, будущие археологи отыщут решетки от Воронцовского дворца на дачах под городом. А эти решетки как раз стояли на даче у тогдашнего первого секретаря обкома партии Синицы. Вы понимаете, что такого простить газете не могли, и Лисаковского сняли. Хотели вообще разогнать весь коллектив, но нас воистину хранил Бог.

Потом прислали редактора из Львова, Олега Приступенко, чтобы он всякие "одесские штучки" прекратил, но и Олег Георгиевич оказался совершенно изумительным человеком, ему очень понравились и город, и газета, так что мы опять вызывали недовольство у вышестоящих товарищей. Впрочем, Приступенко умел строить отношения. А потом редактором стал Деревянко, и при нем тираж "Искры" мы довели до 100 тысяч...

- У каждой газеты есть свои легенды, свои фирменные истории. Наверняка были они и у "Комсомольской искры"...

- Вспоминается история, связанная с полетом космонавта Шонина, уроженца Балты. Дело в том, что полет совпал с подписной кампанией. Мы объявили конкурс между райкомами комсомола, кто сумеет обеспечить наибольшее количество подписчиков, приготовив в качестве приза огромный торт. И победил в этом соревновании как раз Балтский райком. И вот накануне того дня, когда мы собрались вручать наш приз, приехал корреспондент из "Комсомольской правды". Оказалось, что ему нужно ехать именно в Балту. Мы обрадовались: так мы тоже туда едем, можем взять с собой. Он, по всей видимости, сперва отнесся к такому совпадению с некоторым подозрением, но, поняв по дороге, что ни о чем мы, естественно, не ведаем, "раскололся" и поведал, что приехал подготовить очерк с родины будущего космонавта. Честно говоря, он рисковал, выдавая нам военную тайну, потому что, узнай об этом компетентные органы, у московского коллеги могли бы быть неприятности. Но мы, естественно, держали язык за зубами, зато сверхоперативно смогли выдать к полету космонавта целую полосу.

БОЙСЯ РАВНОДУШНЫХ

- Журналистский опыт позволяет выработать какие-то профессиональные принципы, если хотите, даже заповеди. Какую из них вы считаете главной?

- Не быть равнодушным...


Нельзя ни в коем случае забывать, что ты пишешь о конкретных людях. Для меня самое страшное, когда ради красного словца с легкостью, походя, задевают человека, даже не задумываясь о том. Это несовместимо с настоящей журналистикой.

Мы должны понимать, что сегодня, при кажущемся всесилии редакторов, лично от каждого журналиста зависит намного больше, чем прежде. Многие журналисты старшего поколения к такой самостоятельности и, следовательно, ответственности оказались, к сожалению, не готовы. С другой стороны, сейчас в газеты приходят молодые свободные люди, которые не хотят ничему подчиняться, знают, что имеют право на свое Я, но не понимают, однако, что к этому Я должны быть еще приложены знания, опыт, эрудиция, талант... Потому что в противном случае получается разухабистая, безграмотная, нахальная журналистика. Наверное, это период роста, поскольку в нашей профессии многое зависит еще и от уровня образованности.

Беседу вел Александр ГАЛЯС.

На фото Михаила РЫБАКА:
Людмила Гипфрих...

...с поэтом Юрием Михайликом.

...с писателем Аркадием Львовым и журналистом Евгением Голубовским.

...на посиделках с Инной Тикер и Людмилой Слободянюк.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.