Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 23 (1120)
22.06.2012
НОВОСТИ
Культура
Острая тема
Вперед - в прошлое!
Спрашивайте - отвечаем
Политика
История
16-я полоса
Криминал
Спорт
Футбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 23 (1120), 22.06.2012

Мы продолжаем публикацию материалов, посвящённых 90-летию старейшей на просторах СНГ одесской молодёжной газеты. Начало см. в № № 15-22.

ВСЯ ЖИЗНЬ - С ЖУРНАЛИСТИКОЙ

На этот раз своими воспоминаниями поделился с нами В. И. Брудный, в 1950-х работавший ответственным секретарем газеты "Комсомольское племя".

Владимир Исаакович Брудный - человек в городе известный и уважаемый. Но если задаться вопросами: а кто он? чем примечателен? - можно попасть в тупик, настолько многообразны его интересы и занятия. Просто перечислим: заместитель директора по научной работе Одесского общественного института социальных технологий, член правления Всеукраинской ассоциации органов самоорганизации населения, заместитель директора по научной и методической работе Одесского центра традиционной и нетрадиционной педагогики Монтессори, автор и ведущий телепрограммы "Дорогие мои старики", шеф-редактор газеты "Соседский вестник" - и это только часть его теперешних должностей и функций. Добавим к этому - известный ученый, один из первых одесских социологов, автор 15 книг и более 100 других научных работ, публицист, и - что особенно существенно для нашей темы - один из первых членов Национального Союза журналистов Украины. И это - в 89 лет!

Биография В. И. Брудного сама по себе сюжет для небольшого сериала. Голодное детство, безотцовщина 1930-х. Затем учеба в школе рабочей молодежи, работа токарем. В 1942-м девятнадцатилетний юноша оканчивает специальную школу НКВД СССР, служит в контрразведке. После окончания войны - помощник первого секретаря ЦК комсомола Туркменистана, возвращение в родную Одессу, сотрудник управления уполномоченного Наркомата внешней торговли СССР. Одесским обкомом комсомола Владимир Брудный направлен заведующим отделом в молодежную газету "Комсомольское племя". С этого момента и начался наш разговор...

Шагай вперед, "Комсомольское племя"

- В 1956 году было принято решение о возрождении молодежных газет. Одесская газета "Молодая гвардия" была одной из самых старейших в стране, она начала выходить еще в 1920-х. И я был одним из организаторов возрожденной газеты, но уже под названием "Комсомольское племя". Заведовал отделом комсомольской жизни. Отдел, как видно из названия, ведущий в газете. Так я стал профессиональным журналистом.

Газета "Комсомольское племя", можно сказать, произвела на свет многих ныне уже легендарных журналистов. Это Игорь Лисаковский, Белла Кердман, тот же Борис Деревянко, который у нас начинал внештатным корреспондентом. Очень был писучий юноша! Дашь ему задание - написать заметку на 20 строк, он приносит 40, требуется 100 строк - приносит 200. Приходилось урезать, за что он на меня сердился...

Ответственным секретарем у нас был Зиновий Могилевский, а после того, как он ушел в партийную газету "Знамя коммунизма", я занял его место. Что такое ответственный секретарь сегодня? Это, в основном, техническая должность. Хотя в то время это было не совсем так. И я оставался действующим журналистом.

Мы каждый месяц с фотокорреспондентом Витей Дробашко садились на теплоход "Белинский" и плыли в Измаил, Вилково, на погранзаставу. Я всегда привозил оттуда материалы, которые потом нередко становились книгами.

Первая моя книга вышла в 1962 году. Называлась "Изуверы". Это был период хрущевской "оттепели", пошли некоторые послабления в отношении религии. Если раньше сектанты находились в подполье, и их всех сажали, то при Хрущеве решили, что наказывать следует только руководителей сект. Меня допустили к архивам, чтобы я лучше понимал ситуацию, как журналист принимал участие в облавах. Одесса всегда была центром сектантства. Особенно безобразничали пятидесятники, которые обосновались на хуторе Шевченко. Купили там дом, жили изолированно. И вот мы приехали и обнаружили в подвале детей. Их держали там постоянно, выпуская на свежий воздух только вечером. Дети не знали, что такое трамвай, радио, а грамоте их учили только для того, чтобы они писали псалмы - и больше ничего.

Пятидесятники молились, доводя себя до исступления. А того, кто больше других входил в это состояние, объявляли чуть ли не апостолом, вырезали у него на спине кресты, собирали кровь в бутылки и причащали тех, кто вступал в секту. Изуверы издевались над детьми, над людьми, над жизнью! После этого по заказу Госполитиздата я написал книгу, где разоблачалось сектантство.

С темой религии связан и мой первый фельетон. История его такова.

Обычно я приходил в редакцию часам к двенадцати. Но сидел на работе, пока газету не сверстают, пока я ее не прочту, не подпишу, и уходить приходилось порою в час-два ночи. Так вот, сижу я как-то в редакции, вдруг звонок из городского управления милиции:

- Владимир Исаакович, приезжайте, есть интересный факт:

Хорошо, приехал я на Преображенскую. И что выяснилось: отличился один из монахов, служивших при монастыре на 16-й станции Большого Фонтана. Зашел он в аптеку, попросил стакан. Ему дали, потому что думали: лекарство хочет батюшка выпить. А он вытащил поллитра, налил в стакан и при всех выпил всю водку. А вокруг старушки, они вызвали дружинников, те привели батюшку в милицию. А милиционеры попросили меня с ним побеседовать. Я спрашиваю, что же случилось? И вот он рассказывает, что в монастырь приехал старец. К таким людям - почет и уважение. А старец этот приехал с мальчиком и жил с ним. И вот монах не выдержал, с горя пошел и выпил.

Так появился мой первый фельетон "Дьяк во хмелю", который, как оказалось, вызвал гнев самого патриарха. И мне пришлось встретиться с руководством церкви и показать другие материалы. И тогда они пошли на компромисс.

Еще одна интересная история связана у меня с религией.

Когда по всей стране начали создавать молодежные клубы (идея, кстати говоря, родилась в нашей редакции), то один из таких клубов создали физики-ядерщики из Института им. Курчатова. И вот они решили провести диспут на тему "О вечности и бесконечности света, о начале и конце", где предложили поучаствовать слушателей Загорской духовной академии. А поскольку я был членом Комиссии ЦК ВЛКСМ, то меня пригласили на встречу. Приехали преподаватели и отличники-выпускники из духовной семинарии, все рослые, разумные. Первое слово дают гостям. Через пять минут в зале наступила тишина. Физики крайне удивлены, зачем и кому это говорится. Затем берет слово представитель физиков и начинает на доске писать доказательства вечности и бесконечности. Через пять минут снова недоумение, но уже с другой стороны. И в зале стоит такая гнетущая тишина. В это время поднимается преподаватель духовной академии и обращается к залу:

- Я вас всех прошу: закройте глаза, а теперь представьте себе вечность и бесконечность.

А тогда неожиданно встает физик и говорит:

- Попробуйте сами представить начало и конец.

Вот так, хохоча, и разъехались.

Клубы и книги

С особым удовольствием Владимиром Исаакович рассказывает о первых молодежных клубах Одессы, которые, кстати говоря, появились по инициативе "Комсомольского племени" и его ответственного секретаря. Он и по сей день убежден в том, что клуб - это замечательная школа для молодежи по самым различным интересам. Но только при одном условии: молодежный клуб должны создавать сами парни и девушки по своей инициативе, никого не спрашивая, хотя, безусловно, не грех воспользоваться опытом и советами предшественников.

Чем хорош клуб? - размышляет наш собеседник. Тем, прежде всего, что сплачивает молодых людей, позволяет им в полной мере проявить свои способности - как творческие, так и организационные, получить неоценимый опыт работы в коллективе, обрести друзей, единомышленников, наконец, просто с пользой и увлечением проводить свободное время. А то, что молодежи, как воздух, необходимо содержательное общение с себе подобными, так это характерно для всех эпох и народов.

Опыт создания и функционирования одесских молодежных клубов 1950-х гг., который получил распространение по всей стране, полезен и сегодня. Потому что, независимо от идеологии, в организационном плане особой разницы нет: что середина прошлого века, что начало нынешнего. А инициативы и необходимости в этом у молодых людей всегда хватало.

В. И. Брудный вспоминает, как одесские комсомольцы в 1959 году сумели поразить даже жителей туманного Альбиона. Тогда в одном из английских журналов была опубликована статья, в которой речь шла о создании в Одессе "Клуба путешественников в космос". Он родился в обсерватории по инициативе молодых астрономов. Для той поры характерно было повальное увлечение космосом, и мероприятия клуба охотно посещали школьники, студенты, рабочие... Тем более что акции были нестандартными. Так, на астрономическом форуме каждый мог выдвинуть свои гипотезы, и они обсуждались живо и заинтересованно. Периодически действовал "Магазин космонавта", где можно было увидеть снаряжение, одежду, еду покорителей космоса. Хотя иной раз это были не подлинные экспонаты, а муляжи или даже вырезки из журналов, все равно такие магазины вызывали огромный интерес, причем не только у молодежи.

А "Клуб занимательных встреч" (прародитель КВН), куда охотно приходили самые известные люди города! "Клуб девушек", "Клуб женихов и невест", на мероприятиях которых не было отбоя от молодых людей! Названия молодежных клубов можно еще продолжать, их было много - хороших и разных, но объединяло всех главное: клубы рождались по инициативе молодежи.

Наш собеседник был не только инициатором создания молодежных клубов, их пропагандистом, но также вдумчивым исследователем и аналитиком. Его книга, построенная на одесском опыте, пригодилась не только современникам (этому мы посвятим отдельный материал). Не так давно один из авторов этих строк, листая вышедший в Киеве учебник по режиссуре массовых зрелищ, в списке рекомендованной литературы обнаружил и давнюю книгу В. И. Брудного.


Вообще, работа журналиста давала нашему герою богатейший материал для будущих книг. Уникальным изданием и по сей день является книга В. И. Брудного "Обряды вчера и сегодня", в которой автор тщательно изучил практику и теорию обычаев и обрядов, начиная с неандертальцев. В 1969 году за совокупность нескольких изданных книг Владимиру Брудному присвоили звание кандидата наук.

С "Комсомольского племени" он затем перешел на должность ответственного секретаря газеты "Знамя коммунизма". Потом в политехническом институте заведовал кафедрой социологии, первой в Украине.

- В начале 1950-х годов границу Советского Союза пересекли две нарушительницы, - иносказательно повествует Владимир Исаакович. - Одна быстро получила гражданство, адаптировалась. И звали ее кибернетика. А вот вторую - это была социология - долго не признавали. А потом поселили на "улице с красными фонарями" и делали с ней, что необходимо. Мы же при кафедре организовали лабораторию социологии и социальной психологии. Проводили интересные и необходимые для общества социальные исследования. Затем меня пригласили в Одесский общественный институт социальных технологий. И все это время я не порывал с журналистикой.

Последнюю фразу Владимир Исаакович выразительно выделяет интонацией. И правда: вместе с инициативной группой, куда входили специалисты из морского университета и морской академии, был создан популярный журнал "Судоходство". Затем родились газеты "На смену", "Милосердие". Уже несколько лет В. И. Брудный является шеф-редактором и одним из создателей газеты "Соседский вестник", которую выпускает известная не только в Одессе общественная организация "Лицом к лицу". Это издание пропагандирует идеи органов самоорганизации населения (СОН), которые впервые в Украине появились тоже в Одессе...

И еще одним важным делом занят Владимир Исаакович.

- Когда мне исполнилось 80 лет, - говорит он, - я определил, что счастье - это когда ты нужен не только себе. Помню, что когда я вошел в первый период "третьего возраста" (60-75 лет - пожилые люди, 75-90 - старики, от 90 и выше - долгожители), меня не воспринимали как пенсионера. И вот я начал приглядываться к себе и вокруг себя, стремясь лучше понять: а что же это такое - "третий возраст"? Познакомился с наукой геронтологией, которой у нас, к сожалению, никто всерьез не занимается. В Одессе есть геронтологический центр, в Киеве Институт геронтологии, но этого мало. Старые люди никому не нужны. И я провел исследование долгожителей Одессы. Их оказалось более полторы тысячи человек. Цель была одна: узнать, каким образом они дожили до наших дней и продолжают жить. И я вывел, что даже не физическое движение является панацеей. Чуть ли не самым главным является социальная форма движения - то, что связано с интеллектом, умом, мышлением, социальной практической деятельностью. Человек даже на этом этапе жизни должен найти себе то, благодаря чему ему интересно жить. Людей, которые стремятся активно жить, называют активными долголетиками. В этом возрасте я осознал справедливость старой истины: "Век живи - век учись". И до сих пор открываю для себя что-то новое...

Несколько лет назад в "Одесском вестнике" появилась статья В. И. Брудного, посвященная как раз проблеме активного долголетия. Она вызвала буквально шквальный интерес читателей. Откликов было так много, что газета еще дважды предоставляла для них по целой странице. Свои суждения и практику Владимир Исаакович подтверждает всей своей жизнью. Несмотря на весьма преклонный возраст, он до сих пор востребован (о чем свидетельствует хотя бы перечень его занятий, приведенный в начале нашей статьи). Надежный друг и помощник - супруга Владимира Исааковича Лариса Георгиевна Халеева. Она директор детского сада № 75, который работает с детьми по педагогической системе итальянского педагога и психолога Монтессори и украинского - Марии Русовой, основанной на принципе: помоги мне это сделать самому.

И, передавая более молодым людям свой богатейший опыт, Владимир Исаакович тоже выдерживает этот принцип. А учиться у него есть чему: без малого шестьдесят лет в журналистике - это многое, что значит...

Александр ГАЛЯС,
Инна ИЩУК.

Фото И. ИЩУК: Владимир Брудный.

На фото: Летучка в "Комсомольской искре" начала 60-х:
редактор Игорь Лисаковский,
фоторепортер Михаил Рыбак,
журналисты Белла Кердман
и Борис Деревянко.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.