Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 26 (1073)
15.07.2011
НОВОСТИ
Культура
Проблемы
Скандал
Обратная связь
16-я полоса
Криминал
Спорт
Футбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 26 (1073), 15.07.2011

1800 ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Директор Одесского цирка Алексей Григорьевич Купин родился 23 июля 1941 года в Одессе, на улице Дегтярной. Отец его работал на железной дороге кочегаром, помощником машиниста, машинистом, мать - ткачихой на джутовой фабрике. При обороне Одессы отец был контужен, стал инвалидом войны I группы. И в этой рабочей семье все дети стали музыкантами, окончили школу им. Столярского, консерваторию. Брат Павел - ученик М. Ростроповича, профессор Одесской консерватории, другой брат, Борис, живет в Германии, руководит камерным оркестром. Сестра Татьяна заведует учебной частью детской музыкальной школы № 8 в Одессе.

Во время учебы в Одесской консерватории Алексей Григорьевич еще работотал концертмейстером, окончил два факультета: музыкально-педагогический и хормейстерский. Что привело в музыку? Возможно, пример старшего брата, танцевавшего в Оперном театре и занимавшегося в школе Столярского, или возможность с детства получать стипендию, учась в этой школе. (Руководство страны тогда думало о поддержании искусства, чего не скажешь о сегодняшних днях).

После окончания консерватории А. Купин проработал полтора года в Ленинграде, а с 1970 года по 1974-й он - инструктор Центрального райкома партии Одессы по культуре и медицине. В 1974 году основал музыкальную школу на Варненской и 9 лет был ее директором.

- Мы бы не были музыкантами, - говорит Алексей Григорьевич, - если бы отец, работая машинистом на паровозе, не получил в порядке шутки в подарок пианино. В 60-е годы я с братьями и сестрой уже играли. Дети в послевоенное время учились играть на клавиатуре из... картона. Сегодня купить пианино может только очень богатый человек. Отсюда и проблемы с инструментами в детских музыкальных школах. В СССР пианино изготовляли на нескольких предприятиях. Работает теперь только фабрика в Москве. Украина не производит.

Спрашиваете, как я попал в цирк? Это довольно интересная история. Был в цирке прекрасный директор, работавший до войны и после. В Ташкенте он возглавлял Московский цирк на Цветном бульваре. В 1972 году в цирк пришел бывший директор Украинского театра В. Мягкий, потом В. Рябинкин, который ушел в 1983-м.

Полгода меняли кандидатуру на должность директора цирка, и ввиду того, что я курировал цирк, обком компартии предложил мне его возглавить. Шел на эту должность с перспективой построить новое здание цирка. Тогда с председателем горисполкома В. К. Симоненко рассматривали разные варианты расположения огромного сооружения в центре города. На средства Союзгосцирка заказали техническую документацию для строительства на проспекте Мира (Александровском), между улицами Воровского (Малая Арнаутская) и Чижикова (Пантелеймоновская). Цирк проектировал институт Театрпроект (чертежи сохранились), но наступил 1991 год...

Специфика новой работы была знакома: оркестр, сопровождающий все представление, занятия различными видами спорта (мастер спорта по настольному теннису)... Работа директора такого учреждения многообразна. Тут и договоры о гастролях, и хозяйственная деятельность: от строительства и ремонта и кормления животных, которое сложнее ресторанного (в одной программе могут участвовать до 60 видов зверей и птиц, но в отличие от содержащихся в зоопарке цирковые работают). К слову, во время войны Сталин уделял большое значение работе на фронтах цирковых бригад и приказал кормить животных на уровне ресторанов.

Трудно назвать все выполненное в цирке за 28 лет руководства им Алексеем Григорьевичем: реконструирован манеж, опилки заменены каучуком, за последнее десятилетие на текущий ремонт затрачено 700 тыс. гривен, организована при цирке высшая школа мастерства для подготовки профессиональных артистов. Ныне цирк вмещает 1452 места, из них 450 на галерке. Когда-то там, на трех рядах стояли 2000 тысячи человек...

Прошу рассказать о страшном и поучительном случае, который произошел в цирке несколько лет назад.

- Виной всему абсолютная вседозволенность. Каждый считает, что может выступать с хищниками. 24-летняя дрессировщица купила на незаконных основаниях двух тигрят, выросших до 1,5 лет. За два дня до начала гастролей во Львове (в нашем цирке я ей выступать запретил), она в 9 часов вечера вывела тигра на манеж на полуметровом поводке. Не имея опыта работы с хищниками (она воспитывала тигров как котят), без соблюдения правил техники безопасности, тоненькая девочка вывела 200-килограммового хищника на полуметровом поводке, заставляла при помощи полуметрового хлыстика прыгнуть на тумбу. Тигр стал нервничать, бить хвостом - признак агрессии, прыгнул и перерезал ей клыком сонную артерию. Два помощника с такими же тросточками кинулись к тигру. Тот испугался и залез в клетку. Если бы зверь не успокоился, могли погибнуть десятки людей - двери во многие помещения были открыты. Все бросились бы бежать, а когда тигр видит что-то движущееся, в нем вспыхивает охотничий инстинкт.

- В советское время, - продолжил А. Купин, - чтобы стать дрессировщиком, нужно было отработать с хищниками лет 15, пройти все стадии, и лишь по рекомендации опытного укротителя разрешался индивидуальный вход в клетку. И то все именитые дрессировщики со стажем отмечены множеством шрамов от страшных ран.

Труд циркового артиста - самый честный труд среди всех видов искусств. Ни по какому блату человек не справится с хищником и не поднимется под купол (с 22-метровой высоты манеж диаметром в 13 метров кажется блюдечком). Всем известна фраза Ленина: "Из всех искусств для нас важнейшим является кино". Она цитировалась неполной. Основатель социалистического государства говорил: "кино и цирк"...

Был такой случай. Когда в 1993 году поступил звонок о заминировании цирка, А. Г. Купин эвакуировал всех, сам же остался в кабинете.

7 лет назад Алексею Григорьевичу было присвоено звание "Заслуженный деятель искусств Украины". Я спросил у него: "Сколько было представлений за время его работы в цирке?". А. Купин быстро произвел несложный подсчет. Исходя из числа программ 7-8 в год и количества выступлений 8 и более в месяц, число представлений за 28 лет составляет примерно 1800...

На воспроизведенном книжном знаке А. Купина я изобразил льва. Как символ цирка и знак Зодиака, под которым родился юбиляр.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

На фото:
А. Г. Купин с М. Ю. Никулиным -
директором Московского цирка
на Цветном бульваре
им. Ю. В. Никулина.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.