Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 15 (1062)
22.04.2011
НОВОСТИ
Культура
Праздник
Здоровье
Фестиваль
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 15 (1062), 22.04.2011

БЫЛ МЕСЯЦ МАРТ

Остался позади первый месяц весны. Как всегда он был насыщен культурными событиями, в том числе связанными с работой выставок.

Уже не говоря о выставочных площадях одесских музеев, в Одессе можно насчитать несколько десятков галерей, центров национальной культуры, клубов и других учреждений, предоставляющих свои залы под экспозиции разного рода.

Я попыталась посчитать, сколько выставок живописи и художественной фотографии открывались в марте, но сбилась со счета. Галина и Анатолий Кравченко в музее им. Рериха, Татьяна Гончаренко во Всемирном клубе одесситов, Татьяна Бродецкая в ОННБ им. Горького, Юрий Гальперин в музее западного и восточного искусства, Галина Мещерякова в Одесском художественном музее, Алла Крикун в еврейском центре Emanu-EL и т. д.

Конечно, посетить все выставки я не могла, побывала лишь на некоторых наиболее интересных лично для меня.

Была на удивительной выставке Юрия Гальперина, удивительной не только потому, что замечательный, талантливый художник предстал в разных творческих ипостасях, а потому, что впервые пришлось наблюдать такое явление, как ожившие портреты. Почти возле каждого портрета можно было увидеть его оригинал. В том числе, как уже писалось в нашей газете, артиста Эммануила Виторгана, специально приехавшего на вернисаж.

Говорят, что в Одессу весна прилетала на крыльях скворцов. Об этом даже писали Куприн и Бунин. Когда-то скворцы, прилетев, усаживались на крышу дома Либмана, и тогда одесситы понимали - весна пришла.

Не будем вздыхать о том, чего сейчас уже нет. Но приход весны отменить нельзя. И когда 4 марта в Одесском художественном музее открылась выставка Галины Мещеряковой, стало понятно - "Весна идет, весне дорогу!".

Мое ощущение от живописи Галины Мещеряковой - это ТЕПЛАЯ КИСТЬ. Возможно, кому-то такое определение творчества художника покажется не очень грамотным. Наверное, правильнее было бы сказать - теплая палитра. Но почему-то те чувства, которые у меня вызывает живопись Мещеряковой, рождают именно такие слова. Это тепло исходит от всех ее картин, и от живой натуры, и от натюрмортов, и от пейзажей. Мне показалось, что даже в холодном выставочном зале художественного музея стало теплее от картин Мещеряковой.

И еще одно интересное ощущение. Крупный мазок и отсутствие в работах Мещеряковой деталировки создают впечатление той пристальности взгляда, когда исчезают мелкие детали и остается лишь главная сущность, остается гармония цвета и формы, остается энергия, созвучная душе художника.

Что касается палитры художника, то в ней, как в музыке, есть все: от пианиссимо до форте. И если в некоторых работах, особенно в портретах, голос художника звучит почти интимно, то в других буйство красок создает ощущение крика, взрыва огромной мощности, как, например, в натюрморте "Сирень".

Я не буду перечислять творческие выставки Мещеряковой - их более полусотни, в том числе республиканские и международные. Не буду перечислять награды и премии, полученные ею за без малого 40 лет творчества.

Но, если бы мне предложили придумать для Галины Мещеряковой награду, я бы учредила для нее медаль "Целитель души".

* * *

И еще на одной весенней (не по дате открытия, а по настроению) выставке я побывала в марте. Это выставка живописи и графики Аллы Крикун в открывшемся выставочном зале при еврейском центре Emanu-EL Одесской религиозной общины прогрессивного иудаизма.

Алла Крикун - сказочница. Даже на тех ее полотнах, на которых не прячутся коты, не сидит на дереве вещая ворона, не стоит в бойцовской позе красный петух, не скачут голубые кони, - есть какая-то сказочная загадка, былинность. Насыщенные кирпично-красные, синие и желтые цвета, широкие и крупные мазки напомнили мне те картины, которые я видела в исполнении народных мастеров северо-запада России, на выставке-ярмарке народного творчества в селе Мандроги (реконструированном селе вепсов на реке Свирь).

Особое место в творчестве Аллы Крикун занимает графика. Иногда скрупулёзно детализированная, иногда выполненная стремительно летящим штрихом, она тоже зачастую носит элементы сказочности. Всегда очень выразительный рисунок Крикун просто "цепляет" тебя, глаза персонажей глядят как бы из глубины души и сами проникают тебе в душу.

* * *

Совсем другую по стилю, по манере, по технике исполнения и по интересам художника графику я увидела не на выставке, а в книге Николая Дронникова "Русский Париж", презентация которой прошла во Всемирном клубе одесситов в том же марте. Представлял книгу поэт и писатель Игорь Потоцкий.

Русский парижанин Николай Дронников вот уже 30 лет воссоздает и сохраняет русскую культуру в Париже. Одесситам, интересующимся искусством, он знаком по выставке, состоявшейся еще в октябре 2005 года в Одесской государственной научной библиотеке им. Горького. Впрочем, еще раньше с работами Николая Дронникова познакомились те, кто читал книгу Игоря Потоцкого "Улица Розье", потому что именно в Париже состоялось знакомство и завязалось сотрудничество писателя и художника.

Работы Дронникова - это своеобразный памятник русской эмиграции, в частности, ее третьей волне. Это портреты Александра Галича, Сержа Лифаря, Генриха Сапгира, Вадима Делоне, Виктора Некрасова, Иосифа Бродского, Александра Солженицына, Арины Гинзбург, Владимира Максимова, Андрея Синявского... Среди портретов, написанных Дронниковым и вошедших в книгу, есть портреты Льва Савинкова, Аркадия Столыпина, Петра Данзаса, Владимира Высоцкого, Андрея Тарковского, Анастасии Вертинской, Михаила Ульянова, Виктора Астафьева, Юрия Любимова, Мстислава Ростроповича...

Рисованные мягким карандашом, иногда лишь несколькими выразительными штрихами, портреты поражают схваченностью не только внешнего сходства, но и внутренней сути персонажа. Иногда художник создает портрет из сочетаний светлых и темных пятен, создающих эффект буквально осязаемой объемности изображения.

Когда смотришь на портреты, рисованные Николаем Дронниковым, когда всматриваешься в них, возникает ощущение нарастающего узнавания. Это чувство подобно тому, которое возникало когда- то, когда в ходу были пленочные фотоаппараты, когда сами проявляли и печатали снимки, и в красной полумгле на полузатонувшем в проявителе прямоугольнике бумаги все четче и четче проступали знакомые черты.

В книгу "Русский Париж", изданную в Одессе, кроме рисунков Н. Дронникова вошли записки самого художника, статьи одесских журналистов, посвященные его творчеству, поэзия И. Потоцкого, посвященная Парижу, и статья Е. Голубовского и Е. Деменока "Знакомьтесь: первый одесский авангард".

Елена КОЛТУНОВА.

На фото: рисунок Аллы Крикун.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.