Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 37 (1033)
24.09.2010
НОВОСТИ
Культура
Острая тема
Обратная связь
Юбилей
История
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 37 (1033), 24.09.2010

НЕ ЮБИЛЕЙНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

В этом году как-то так получилось, что почти все фестивали и прочие события оказались юбилейными. Театральный фестиваль "Встречи в Одессе" отметил свою пятую годовщину. Джаз-карнавал пройдет в Одессе десятый раз. Самый крупный кинофестиваль в Украине МКФ "МОЛОДОСТЬ" отпразднует в этом году свое сорокалетие. А вот ставший традиционным фестиваль польского кино свой юбилей уже пережил. В этом году он прошел в одиннадцатый раз. Правда, впервые в "своем доме". Этим домом стал открытый в этом году кинотеатр "U-CINEMA" на Французском бульваре.

Но, думается, не новоселье сыграло роль в том, что "неюбилейность" не отразилась на качестве фестиваля. Ведь фильмы, как всегда, арт-директор кинотеатра "U-CINEMA" и бессменный руководитель киноклуба того же названия Ян Юсим отбирал с помощью директора Лодзинского музея кино Мечислова Кузьмицкого. Напоминаю, что Лодзь - это Мекка польского кинематографа. Из Лодзинской киношколы вышли практически все крупные польские режиссеры, включая Романа Поланского, Анджея Вайду, Кшиштофа Кислевского и Кшиштофа Занусси, которого можно назвать крестным отцом фестиваля польских фильмов в Одессе.

Всего на фестивале были показаны девять фильмов, которые охватили жизнь Польши в разные периоды истории страны, начиная с 20-х годов прошлого столетия.

Кстати, фильм, относящийся к 20-м годам, снят именно в эти годы. Немая лента "Сильный человек" была поставлена режиссером Генриком Шаро в 1929 году. Случайно обнаруженная в Амстердаме год назад эта лента удивительным образом оказалась созвучной нашему времени. Герой фильма - сильный человек, не останавливается ни перед чем, чтобы достичь славы и богатства. Он убивает писателя, подделывает документы и выдает его рукопись за свою. Любовь к женщине преображает героя. Правда, вместо хеппи-энда фильм заканчивается его самоубийством.

Кинолента "Меньшее зло" старейшего режиссера Польши Януша Моргенштерна поставлена им в 2009 году, то есть практически через 80 лет после "Сильного человека". Но в ней та же проблема. Молодой писатель, идущий все время на компромиссы, на которые его толкает режим (действие картины разворачивается в период движения "Солидарность"), совершающий мелкие подлости, предающий любящих его женщин, в конце концов скатывается до плагиата. Он выдает за свою рукопись умершего в сумасшедшем доме старика, публикует ее за пределами Польши и становится знаменитостью. В погоне за деньгами он пытается снова воспользоваться чужим трудом, но попадается. Преображает его не любовь к прекрасной женщине, а тюрьма, где он, наконец, создал нечто свое.

Просталинистский режим в Польше составляют основу еще двух фильмов фестиваля, поставленных в 2009 году.

В картине "Розочка" режиссера Яна Кидава-Болоньски зритель снова сталкивается с писателем, переживающим бурный роман с молодой женщиной. Он не подозревает, что втянут в пресловутый любовный треугольник, скрепленный страстью не только любовной, но и шпионскими страстями, в которые вовлекают героев секретные службы.

Второй из упомянутых фильмов - это "Реверс" режиссера Борыса Ланкоша. В нем действие разворачивается в 1950 году. Это время тотальной слежки. И сотрудник секретной службы - весьма привлекательный мужчина, - завязав роман с некрасивой 30-летней сотрудницей редакции, цинично пытается склонить ее к слежке за главным редактором, не гнушаясь и шантажа. Поняв, что она лишь орудие в руках спецслужб, героиня убивает совратителя. С этого момента фильм, в котором и до того были элементы комедии (включая характеры героини, ее мамы и бабушки), окончательно переходит в этот жанр. Попытки растворить труп, заморочки с нерастворившимися костями и т.д. окончательно уводят зрителя от политических проблем в коммунистической Польше.

Снова к политическим проблемам программа фестиваля возвращает зрителя в последней демонстрируемой на фестивале ленте. Это знаменитый фильм Анджея Вайды "Катынь". Снятый в 2007 году, он переносит зрителей в страшный 1939 год. Начало Второй мировой войны. Советское правительство идет на сговор с фашистской Германией. Красная Армия входит в Польшу. Солдат Польской армии массово берут в плен. А добровольно сдавшихся польских офицеров втайне расстреливают. Когда в апреле 1943 года в Катыни находят могилы польских офицеров, советская власть пытается переложить вину на немцев. История все ставит на свои места.

В фильме два главных героя - польский офицер Анджей и его жена Анна. Собственно, можно было и не пересказывать эту историю: во-первых, она общеизвестна, во-вторых, недавно этот фильм уже показывали в рамках встреч в клубе "U-CINEMA". В том, что фильм, несмотря на последнее, включили в фестиваль, сыграло трагическое завершение истории Катыни - гибель президента Польши Леха Качинского, летевшего на 70 годовщину трагедии.

И еще один фильм 2009 года возвращает нас в прошлое. Во времена немецкой оккупации Польши. Герой фильма режиссера Рышарда Бугайски реально существовавший генерал Фельдорф - руководитель диверсионной группы Армии Крайовой. Его псевдоним использован авторами как название ленты: "Генерал Нил". Проведенная им известная операция по ликвидации палача Варшавы, командующего войсками СС генерала Франца Кучера не спасла генерала от ссылки на Урал после войны. И снова службы безопасности, снова игры с ними. На этот раз в эти непростые игры вынуждены вступать не любовники, как в "Розочке", не старая дева, как в "Реверсе", и не молодой писатель-приспособленец, как в ленте "Меньшее зло", а боевой генерал, которого блестяще сыграл известный актер Ольгерд Лукашевич.

Два фильма - один в большей, другой в значительно меньшей степени - можно отнести к триллерам. Уже само название "Плохой дом" режиссера Войчеха Смажовски, ассоциируя с Булгаковской "Плохой квартирой", наводит на размышление. Это триллер и детектив одновременно. Картина же Павела Боровски "Ноль", хотя и держит в напряжении, но дрожать от ужаса все же не заставляет. Это типичный экшн с насилием, сексом, любовью, предательством и тайнами, которыми заполнен один день из жизни героя.

И наконец, ничем и никем, никакими сотрудниками секретных служб, не отягощенная комедия. Режиссер Славомир Крыньски поставил комедию положений "Это не то, что ты думаешь, дорогая". Как в любой комедии положений идиотские ситуации следуют одна за другой. Мало того, что муж - известный нейрохирург с любовницей- медсестрой и жена с любовником (кстати или некстати оказавшимся грабителем, очистившим банк) приезжают на один курорт в одну и ту же гостиницу. Туда же приезжают ассистент нейрохирурга, его соперник в науке, шеф, от которого зависит карьера нейрохирурга; невеста ассистента с папашей и детектив, расследующий ограбление. А есть еще хозяин отеля, который в своем рвении услужить постояльцам все время путается под ногами и путает все карты. Словом, как было сказано выше, сплошной идиотизм. Но разыгранный весело, легко, изящно, без малейшей пошлости. А если добавить, что неверную жену играет такая большая актриса, как Катажина Фигура, которая в свое время поразила нашего зрителя характерной и трагической ролью в фильме "Журек", то этим все сказано.

В завершение обзора ХI фестиваля польских фильмов в Одессе хочу добавить, что в этом году фестиваль был украшен концертом киноактера с удивительным голосом Леха Дыблика ("Плохой дом"), который вместе с аккомпаниатором Адамом Раковским постарался одесскими блатными песнями вернуть зрителей из царства мистики на Землю.

Елена КОЛТУНОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.