Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 17 (1013)
7.05.2010
НОВОСТИ
День Победы - 65
Культура
Обратная связь
Криминал
Спорт
История спорта

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 17 (1013), 7.05.2010

В ВОЗДУХЕ ИЛЫ

Шмаков Анатолий Иванович родился 8 декабря 1921 года в селе Лая Пригородного района Свердловской области. Отец его работал в местной газете "Тагильский рабочий". Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал электриком. Учился в Нижне- Тагильском горно-металлургическом техникуме. В 1940 году по комсомольской путевке ушел в Красную (Советскую) Армию. Окончил три лётных училища: Пермское, Новосибирское, Оренбургское. В каждом осваивал различны типы самолетов. В Великой Отечественной войне участвовал с июня 1944-го по май 1945 года. Воевал в составе 783-го штурмового авиационного полка 199-й штурмовой авиационной дивизии на 1-м и 2-м Белорусском фронтах. Звание Героя Советского Союза присвоено 18 августа 1945 годя. Награжден двумя орденами "Красное Знамя", орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами "Красная Звезда", орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР", украинским орденом Богдана Хмельницкого и многими медалями...

В первый бой с врагом Анатолий Шмаков вступил за 10 месяцев до окончания войны. Но и за это время он успел совершить 94 боевых вылета.


22 августа 1944 года при очередном боевом вылете в составе шести самолетов Ил-2, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии врага, Шмаков произвел три захода на цель и метко сброшенными бомбами взорвал большой склад горюче-смазочных материалов врага на южной окраине деревни Жибаново. А через два дня после этого он снова летел на ответственное задание.

Задача была нелегкой: надо было уничтожить артиллерийские батареи фашистов в районе города Остроленка. При подходе к цели самолеты были встречены ураганным заградительным огнем зенитной артиллерии. Шмаков сделал четыре захода на цель, бомбами и пушечным огнем уничтожил три орудия и подавил огонь двух зенитных пулеметов.

С 14 января 1945 года Шмаков активно помогал советским сухопутным войскам в прорыве сильной обороны врага в районе городов Пултуск и Макуев, преследовал отходящие войска противника вплоть до окружения их в Восточной Пруссии, сражался в боях за город Танненберг. Он показал высокий класс пилотирования в сложных метеорологических условиях. 18 боевых вылетов, произведенных им в этой операции, были связаны с постоянным риском для жизни. Например, в течение дня 16 января он дважды вылетал в составе восьми самолетов Ил-2 для штурмового удара по долговременной обороне противника в районе Пултуска. Пять раз атаковал Шмаков заданную цель. На пятом заходе, при пикировании, прямым попаданием вражеского снаряда были разбиты водяная и масляная системы самолета, повреждено управление. Двигатель остановился. С большим трудом перетянув линию фронта, Шмаков посадил самолет в поле, в расположении наших войск. Причем, посадил без шасси, на "брюхо".

Образец мужества и отваги показал Анатолий в операции при окружении и уничтожении гдынско-данцигской группировки противника, когда он производил в день по 3-4 боевых вылета.

24 марта Шмаков вел в бой восемь машин Ил-2. Задача была нелегкой: прорваться к цели, уничтожить или повредить военные корабли противника в заливе Путцигер-Вик. При подходе к цели штурмовики были встречены ураганным огнем из всех зенитных средств, находящихся на берегу и на кораблях. Однако, умело маневрируя машинами, летчики успешно справились с задачей: один фашистский корабль был подожжен, второй затонул.

А через четыре дня Шмаков вновь вел шестерку самолетов Ил-2. На этот раз удар наносился по скоплению автотранспорта и живой силы врага в районе Облуш. В результате трех заходов на цель под сильным огнем зенитной артиллерии летчики уничтожили и повредили 10 вражеских автомашин с грузами и 12 повозок с боеприпасами.

На заключительном этапе войны Шмакову посчастливилось участвовать в решающей Берлинской наступательной операции. Он активно содействовал прорыву долговременной обороны противника на западном берегу реки Одер. Шмаков совершил в те дни 12 боевых вылетов. Наиболее запомнился ему вылет 26 апреля. Шмаков вел в бой четыре самолета. При подходе к цели в районе Дамерево штурмовики были атакованы четырьмя вражескими истребителями - "фоккерами". Заметив намерение противника, Шмаков предупредил подчиненных и так организовал самооборону, что штурмовики отразили все атаки истребителей и успешно выполнили боевую задачу. При этом Шмаков лично взорвал склад с боеприпасами.

Менее чем за 10 месяцев войны Шмаковым были уничтожены 4 танка, 7 автомашин, 5 подвод с грузами, 15 железнодорожных вагонов, 3 артиллерийско-минометные батареи, 4 зенитные батареи, 1 паровоз, 2 бензозаправщика, взорваны 5 складов с боеприпасами и горючим, разрушены мост и переправа, убиты и ранены более 250 вражеских солдат и офицеров.

Осенью 1945 года командование авиационного полка послало отцу Героя теплое письмо. В нем, в частности, говорилось:

"Ваш сын, придя в нашу часть в 1944 году молодым летчиком, сразу показал себя дисциплинированным, храбрым воином. Несмотря на трудности, успешно выполнял боевые задания. Ни вражеские истребители, ни огонь зенитной артиллерии не могли его остановить.

Он всегда обрушивал смертоносный груз на головы фашистов. Совершил около 100 боевых вылетов. Правительство высоко оценило его заслуги перед Родиной. И сейчас, в мирной обстановке, командир звена, коммунист Шмаков показывает образцы в учебно- боевой подготовке и передает свой опыт молодым летчикам. Спасибо Вам, Иван Константинович, за воспитание Вашего сына.

Командир части, Герой Советского Союза Панков"...

После войны Анатолий Иванович летал на более совершенных цельнометаллических штурмовиках Ил-10. Окончил штурманский факультет Военно-воздушной Краснознаменной, ордена Кутузова академии (с 1968 года имени Ю. А. Гагарина; находится в поселке Монино Московской области). Был штурманом дивизии, зам. главного штурмана воздушной армии. В 5-й армии, в Одессе, служил с 1953 года. В 70-х годах летал на только созданных штурмовых вертолетах Ми-4, Ми-1. Бомбили (разбивали) лед... В 1978 году демобилизовался...

- Анатолий Иванович, случалась ли в вашей боевой службе какая-либо неординарная ситуация?

- На станции Остроленка мы бомбили и обстреливали железнодорожный узел. Выхожу из атаки - идет в сторону фронта немецкий поезд. Посреди состава - платформа с зенитными автоматическими пушками "Эрликон". Снаряды попали в заднюю кабину стрелка, где хранились противогазы. Задымил активированный уголь. Черный дым проник и в кабину летчика. Казалось, самолет подбили. Но управления не потерял. Дым рассеялся. Ушли на 50 километров за линию фронта. Сели на нашей территории.

Материалы полосы подготовил
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.