Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 34 (930)
12.09.2008
НОВОСТИ
Культура
Проблемы
История
Обратная связь
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 34 (930), 12.09.2008

ВОЗРОДИМ КРУИЗЫ В ОДЕССЕ

Еще не так давно бешеной популярностью пользовались морские круизы по Крымско-Кавказской линии. После развала СССР и всеобщего экономического спада эти круизы ушли в прошлое. Теперь те, у кого есть материальные возможности, предпочитают средиземноморские путешествия. Но, может быть, стоит возродить и круизы по Черному морю, тем более, что это весьма привлекательный вид бизнеса? Поразмышлять на эту тему мы пригласили доцента Одесской национальной морской академии Виктора Денисова.

Сперва - немного истории.

Само понятие "морской круиз" возникло где-то в середине ХIХ века - с того времени, когда линейные пассажирские компании начали искать пути использования пассажирских судов в период межсезонья.

Первые упоминания о специально организованных рейсах морских пассажирских судов Lady Mary Wood, Tagus и Iberia с целью отдыха относятся к 1835 г., когда в Англии были объявлены регулярные прогулочные рейсы между северными островами Британии и Исландией. Через два года в Англии была основана судовладельческая компанию Peninsular and oriental - P&O (ныне она владеет огромным флотом контейнеров, паромов и круизных лайнеров) В 1844 году компания P&O начинает осуществлять групповые круизы по Средиземному морю.

Настоящий бум морских пассажирских перевозок начался с массовой эмиграцией из Европы в Америку. Именно эта эмиграция была основным источником доходов для трансатлантических линий. Достаточно сказать, что с 1846 по 1940 гг. на американский континент прибыло из Европы около 60 млн эмигрантов, причем абсолютно все - на линейных кораблях. Отметим в скобках, что существенный вклад в этот процесс внесли выходцы из Украины, в том числе, и одесские уроженцы, многие из которых затем немало потрудились во славу своей новой родины.

Судовладельцы быстро отреагировали на новый привлекательный бизнес. Стремясь обойти конкурентов, они постоянно улучшали условия проживания на судне, совершенствовали отделку кают, да и всю систему обслуживания пассажиров в рейсе. Это превратило суда фактически в комфортабельные плавучие гостиницы. Так, в 1900 г. было построено судно которое осуществляло круизы круглый год, меняя лишь регионы. В ту пору возникают известные во всем мире компании White Star (Cunard), Hapag- Ltoyd и другие.

Вторая мировая война остановила развитие круизов почти на 10 лет, многие круизные лайнеры были переоснащены в плавучие госпитали. Часть из них погибла, часть была безвозвратно утеряна. В начале 1950 годов развитие авиационных линий и относительно дешевые тарифы на авиаперевозки привели к падению спроса на линейные пассажирские перевозки, особенно на трансатлантических маршрутах. В результате многие из пассажирских судов были проданы или переоборудованы в круизные лайнеры. Морские путешествия стали видом отдыха, который приобретал все большую популярность, особенно в Великобритании, США, ФРГ.

История советского морского туризма начинается с 1957 г., когда "Интурист" начал осуществлять на пассажирских судах "Победа" и "Грузия" морские путешествия из Одессы в Ленинград вокруг Европы, а на "Петре Великом" - по Черному морю (тут преобладали туристы из социалистических стран). В 1960 г. на теплоходе "Адмирал Нахимов" был организован первый круиз с советскими туристами по Крымско-Кавказской линии. В 1962 г. появился круизный маршрут и на Дальнем Востоке - на теплоходе "Григорий Орджоникидзе" продолжительностью 20 суток с заходом в Находку, бухту Ольги, Совгавань, Холмск, Корсаков. Тогда же морской туризм начали развивать на Севере и Балтике.

Наверняка многие одесситы еще помнят недельные путешествия по Крымско-Кавказской линии с заходом в Ялту, Сочи, Сухуми, Батуми. В этих рейсах можно было запросто встретить известных артистов, поэтов, музыкантов. Самым знаменитым в этом плане был теплоход "Грузия" с легендарным капитаном Анатолием Гарагулей. Ему посвящали свои стихи Булат Окуджава и Григорий Поженян, песни - Владимир Высоцкий, многократно пользовавшиеся гостеприимством капитана и экипажа судна.

К сожалению, после развала СССР Крымско-Кавказская линия прекратила свое существование. В странах СНГ на фоне общей деградации производства начался общий спад и пассажирских, и круизных перевозок. Если международный круизный флот все это время сохранял высокие темпы развития на уровне 8,1 %, опережая развитие мирового туризма вообще, то в регионе Черного моря - в круизных портах России, Украины, Грузии, Болгарии и Румынии - за последние 10 лет объем круизного туризма снизился почти в три раза. В целом он составляет сейчас лишь 3 % от общего объема круизных пассажиров в Средиземном море. Даже в России круизных пассажиров, совершающих морские путешествия, насчитывается порядка 20 тыс. человек, хотя общее количество туристов, пользующихся другими видами транспорта, превышает 17 млн. Между тем, потенциальный спрос на морские поездки достаточно высок, и при возобновлении круизных перевозок в бассейне Черного моря вполне можно рассчитывать минимум на 100 тыс. туристов ежегодно. Ведь всего в странах Черноморского бассейна и государствах, вплотную прилегающих к нему, проживает около 380 млн человек.

Специалисты уверены, что такой рынок поистине безграничен, потому за него борются международные круизные компании. Правда, пока что странам Черноморского бассейна приходится не отбиваться от желающих зайти в их воды круизных лайнеров, а налаживать элементарное пассажирское сообщение между собой. Роль координатора в этом плане готов взять на себя Сочи, тем более, что тут должны пройти Олимпийские игры-2014. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Сочи и Одесса вступили в Ассоциацию круизных портов Средиземного, Черного и Красного морей Medcruise и предлагают сделать это другим портам. Одновременно всем заинтересованным портам (Севастополь, Ялта, Варна, Констанца, Стамбул и др.) предложено объединиться в пул для разработки совместной программы возобновлено круизного судоходства в Черном море. Такое объединение необходимо для решения глобальных задач - предоставления льготных ставок сборов для круизных и пассажирских судов, гарантий безопасности, упрощения визового режима для круизных туристов, обеспечение международных стандартов обслуживания судов и туристов. Можно вести переговоры с круизными компаниями о возможных типах судов различной вместимости. На первом этапе - в течение 2-3 лет - предлагаемый пул может арендовать суда на 400-450 пассажиров для обкатки линии и создания сети агентств по продажам туров. В последующем возможно использование судов на 500-700 пассажиров и создание комбинированных маршрутов в Средиземное море и т. д.

Одессе, как говорится, сам Бог велел активно участвовать в процессе возрождения круизов. Определенные шаги в этом направлении делаются в Одесском морском порту, который может стать базовым портом Черноморского бассейна. Это означает, что Одесса будет первым портом захода судов и сменность пассажиров будет происходить именно в Одессе. Для этого есть все условия, осталось "всего-навсего" найти судовладельцев, поскольку у Украины нет своих круизных судов. Сейчас делаются попытки "перетащить" к нам суда из средиземноморского бассейна, поскольку тем наблюдается перенасыщенность, и суда стоят в очереди на рейде в ожидании постановки. Прорабатываются вопросы развития линии Одесса - Констанца - Варна. Но пока что все эти движения - инициатива портовиков. Государство, к сожалению, не обращает внимания на такую перспективную отрасль, хотя при профессиональной постановке дела бюджеты всех уровней, включая городской, могли бы получать немалые пополнения. Ведь давно известно, что за день пребывания в городе "среднестатистический" иностранный турист тратит минимум 100-300 долларов. А если таких туристов будет десятки тысяч? По оценкам специалистов, это даст мощный импульс развитию экономики региона, ведь дополнительные доходы смогут получать аэропорт, железнодорожный и автовокзалы, гостиницы, музеи, театры и т. п. Дело - "за малым": какая именно структура (или структуры) станет инициатором...

От редакции. Тема, поднятая доцентом В. Денисовым, более чем актуальна. Потому мы приглашает откликнуться на эту статью не только специалистов, но и всех, кто по-настоящему заинтересован в перспективном развитии нашего города и региона.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.