Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 11 (907)
28.03.2008
НОВОСТИ
Культура
День смеха
Женский клуб
Вопросы-ответы-советы
Детская страничка
Криминал
Спорт
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 11 (907), 28.03.2008

"ЩЕЛКУНЧИК" НА НОВЫЙ ЛАД

Одесские балетоманы получили массу впечатлений от гастролей в нашем городе театра "Киев модерн-балет", который представил в зале Театра музыкальной комедии балет- фантасмагорию для взрослых "Щелкунчик".

К сожалению, умеренная реклама гастрольного спектакля привела к досадному наличию большого количества свободных мест в зале. Можно только сожалеть и о том, что программки продавались без указаний о том, кто именно из артистов танцует партии Мари, Дроссельмейера, Щелкунчика и так далее. Это обидно, ведь молодые и весьма одаренные артисты балета заслуживают, чтобы их узнали поименно. Зато относительно авторов спектакля сомнений нет: либретто и постановка весьма популярного и эпатажного балетмейстера Раду Поклитару (одно время он делал небольшие постановки и в Одессе), костюмы созданы Анной Ипатьевой, а сценография - Андреем Злобиным. Созданный при поддержке мецената Владимира Филиппова два года назад в столице Украины театр балета сразу же прославился нашумевшими постановками "Кармен. TV", (две "Киевские Пекторали" в 2007 году за лучший спектакль и лучшую работу балетмейстера), "Дождь", "Болеро", "Веронский миф: Шекспирименты", "Силы судьбы" (опера-балет). Раду Поклитару позволяет своим артистам не только танцевать, но и говорить, выкрикивать, петь во время спектакля, да и вообще трактует известные сюжеты весьма новаторски. Наследники Прокофьева, например, добились, чтобы со сцены Большого театра исчезла поставленная балетмейстером без пуантов "Золушка". Так что теперь Поклитару заботится о том, чтобы не было наследников, способных помешать ему переиначивать классику. Со "Щелкунчиком" все получилось в этом смысле удачно.

Сразу скажем: смотреть спектакль интересно, мастерство балетных артистов вызывает восхищение, как и сверхизысканные художественные решения убранства сцены и костюмов. Музыка Чайковского звучит, конечно же, не без купюр, а сам сюжет лишь местами напоминает сюжет известной сказки Гофмана. Девочка Мари (в первых редакциях - Клара) здесь откровенно низкого происхождения, это уличная замарашка, странным образом попадающая в богатый дом советника Штальбаума на рождественскую елку. Соответственно хореография партии почти напрочь лишена аристократичной тонкости жеста. Балерина то и дело опускается на полную стопу, танцует с непривычными вывертами, а особенно естественно (до натурализма) смотрится в анданте со Щелкунчиком, который явно (ну очень явно) оказывается первым половым партнером Мари... Натуралистически поданы и мыши (пардон, откормленные крысы), им придумали такие трико с толщинками в различных местах, что хочется вызвать специалистов по дератизации прямо на сцену (а вообще-то я не враждую с грызунами).

После просмотра напрашиваются выводы: жаль, что в Одессе такого театра и таких меценатов нет; хорошо бы посетить большие гастроли "Киев модерн-балета"; новаторское - не всегда лучше оригинала. Рассматривать гофмановский сюжет с точки зрения подросткового секса - на самом деле не глубоко, а поверхностно. Великий балетмейстер Мариус Петипа мечтал в "Щелкунчике" вскрыть глубинные пласты, но из-за тяжелой болезни уступил постановку Льву Иванову (кстати, работой Иванова были недовольны наследники Чайковского - это они балет Поклитару не видели!). Известный танцовщик и балетмейстер Федор Лопухов восхищался экспликацией Петипа в таких выражениях: "Общая концепция балета представляется мне отголоском событий французской революции. Это мои догадки, но покоятся они не на кофейной гуще, а на собственных записях Петипа. Может быть, "Щелкунчик" всколыхнул в старом мастере воспоминания далекого детства? Отец, конечно, рассказывал о революции, свидетелем которой он был. Отблеск ее Петипа почувствовал в Бельгии двенадцатилетним мальчиком. Не будем забывать, что сам он родом из города, давшего миру "Марсельезу"... "Щелкунчик" очень труден. Тут вопрос не в том, как воплотить сюжет, а в том, как его трактовать. Нужно нырнуть в глубину. Иначе ничего не выйдет".

Мария ГУДЫМА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.