Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 43 (890)
16.11.2007
НОВОСТИ
Культура
Тема номера
Обратная связь
Криминал
Здоровье
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 43 (890), 16.11.2007

СВЕТ ОДЕССКОГО ТЕЛЕЭКРАНА

16 ноября Украина отмечает День работников телевидения, радио и связи. 21 ноября значится в календаре памятных дат ООН как Всемирный День телевидения. Самое время вспомнить о первых шагах Одесского телевидения, тем более, что в следующем году предстоит отметить 50-летие телецентра на 3-й станции Большого Фонтана....

ЭТО НАЧИНАЛОСЬ ТАК

Первая телетрансляция в Украине состоялась 1 февраля 1939 года. Тогда аудитория насчитывала всего несколько десятков счастливчиков, имевших телеприемники. В эфире звучали, в основном, концерты оперной и эстрадной музыки. Десять лет спустя, уже после войны, в Одесском институте связи появились энтузиасты нового дела, и в 1949 году на кафедре телевидения начались работы по созданию телецентра. 6 января 1952 года в 12 часов 30 минут в эфир вышла первая передача учебного экспериментального телецентра института связи, которая предназначалась для делегатов 12-й районной партийной конференции. Пионерами телевидения в Одессе стали директор института Иван Пышкин, заведующий кафедрой телевидения Михаил Гликлих, преподаватель кафедры Александр Филиппов, инженер Игорь Комар, а также другие сотрудники и студенты вуза.

С мая 1956-го и до конца 1958 года телепередачи готовились редакцией, а позже студией телевидения при областном радиокомитете, которую возглавил Игорь Кривохатский.

В 1956 году началось строительство телецентра на 3-й станции Большого Фонтана. Официальный пуск телецентра произошел 30 октября 1958 года, а первая передача вышла в эфир 5 ноября.

Телевидение в Одессе первое время воспринималось как чудодейство. Считанные экземпляры первых телеприемников отечественного производства с названием "КВН", с крошечным экраном, к которому впоследствии добавлялась еще увеличительная линза, вызывали зависть и безудержное притяжение к владельцам таких чудес техники. Правда, времена тогда были немного другие, несравнимые с сегодняшними - более коммуникативные.

С ноября 1962 года в Одессе стала возможной трансляция программ Центрального телевидения из Москвы. Тогда как чудо воспринималась телебашня высотой 192 метра, с монтажом которой успешно справились первые сотрудники нашего телецентра: директор М. Порошин, инженеры И. Комар, А.Кравченко, И. Лидерман, В. Темненко, О. Попова, О. Гребенюк и другие.

ЛЮДИ И ПОСТАНОВКИ

Овладевая жанрами журналистики, творческие работники и инженеры Одесского телевидения начали браться за собственные представления. Первой постановкой был "Гранатовый браслет" по рассказу А. Куприна. С актерами Русского драматического театра спектакль поставил главный режиссер телестудии Владимир Люстгартен. В дальнейшем телеспектакли одесских режиссеров, таких, как Л. Глибко-Долинская, М. Тилькер, М. Каменецкая, Л. Прохоренко, Е. Гулин, Г. Захарова, показывали в своих программах украинское и Центральное телевидение. Наши телефильмы получали награды на фестивалях и конкурсах, в том числе международных. Тут следует отметить режиссеров И. Кривохатского, А. Мамонт-Завьялова, М. Рахгендлера, В. Недолужка, Д. Шапошникова, операторов О. Лидермана, Д. Белявского, М. Куриловского. Особенно удачными были работы режиссера Евгения Гулина. Например, телеспектакль "Рембрандт" - о жизни великого художника - был сделан с огромной выдумкой, оригинальной постановочной частью, многоярусными декорациями; он шел с большим успехом на республиканском телевидении. Лучшие работы Е. Гулина - балетные постановки, в частности, очень яркий спектакль "Двенадцать" по Блоку. Он был сделан на черном фоне, что смотрелось как графика. Этот телевизионный спектакль показывали и в Киеве, и в Москве. Интересный балетный телеспектакль "Маскарад" по драме Лермонтова придумали и создали Галина Иллюшенко, редактор музыкальных программ, и режиссер Ирина Швед, которая начинала с детских телепередач, а позже занялась постановкой музыкальных телеспектаклей. У одесской телестудии был очень плодотворный тандем и с Оперным театром, и Театром музкомедии, Русским и Украинским театрами. Порою по телевидению транслировались премьеры спектаклей прямо из театральных залов. Шел цикл передач - "Оперные арии". Много передач по украинской классике - произведениям Ивана Франка, Леси Украинки, других авторов создала Лидия Прохоренко. На телестудии частыми гостями были многие знаменитости, приезжавшие в Одессу, - писатели, актеры, режиссеры, музыканты, художники...

Но самыми популярными личностями были, конечно, дикторы. Хорошо загримированный, освещенный и показанный крупным планом, диктор становился своего рода доверенным лицом зрителя на экране. В ту пору дикторов, тележурналистов, редакторов, режиссеров, операторов, художников специально для телевидения никто не готовил. Значительную часть творческого коллектива телестудии составляли выпускники филологического факультета университета имени И.И. Мечникова. Первым - и самым знаменитым - диктором одесского телевидения была выпускница филфака Нелли Харченко. Она была настоящей телезвездой, общей любимицей одесских телезрителей; в передачах различных жанров она появлялась на экране всегда уверенная, жизнерадостная, удивительно обаятельная. Популярность Н. Харченко была необыкновенной. Говорят, что стоило ей выйти из дома и подойти к краю тротуара, как через секунду подкатывала машина, и водитель предлагал довезти ее, куда ей нужно.

Первым диктором-мужчиной был также филолог Викентий Нечипорук (в то время обязательным было ведение информационных программ в два голоса, женский и мужской).

НА УРОВНЕ СТОЛИЦ

Первые шаги одесского телевидения, как, наверное, и во всем мире, были не достаточно уверенными и твердыми. Собственного опыта еще не было, а чужой был недоступен. Телевидение нередко было похоже то на радио, а то и на газету, но уникальная возможность быть всевидящим оком, свойственная ему от рождения, достаточно быстро привела к появлению в экранной продукции элементов и приемов театра, кино или даже школы. Одесская студия телевидения была в СССР инициатором внедрения телевидения в педагогический процесс: передача "Голубой экран в классе". Ее придумала, как и многие другие начинания, редактор передач для детей и юношества Людмила Сироткина. Это был один из немногих случаев, когда найденное на одесском телевидении, подхватила Москва, Центральное телевидение, а не наоборот. Что представляла собой эта передача? В определенное школьной программой время того или иного урока из телестудии начиналась его трансляция в исполнении того или иного (конечно, высококлассного) учителя или преподавателя вуза. Использовалось максимальное количество наглядных пособий, приборов, опытов. Урок, скажем, физики вел преподаватель в телестудии, демонстрировал разнообразные опыты, писал мелом на черной школьной доске, а в классах школ города ученики воспринимали все через экраны телевизоров. Сейчас не составляет проблему видеопоказ какого угодно материала во время урока. Но это было начало 1960-х гг., когда само телевидение воспринималось как чудо, а тут оно уже приспособлено для педагогики...

Телеспектакли, кино- и видеофильмы были, конечно, важной частью работы телевизионщиков, однако не основной. Основными были ежедневные передачи - информационные, публицистические, связанные с различными отраслями народного хозяйства, науки, образования, культуры, искусства, спорта и т.д. Например, передача "Родной завод - судьба моя" напоминала современную программу "Жди меня". В этой программе драматургия была построена на раскрытии внутреннего мира человека, путем каких-то неожиданностей, создаваемых в кадре. Стоит назвать ведущих журналистов и редакторов-организаторов таких передач - Г. Шимановский, Н. Квитко, Г. Грибоедова, А. Довгонос, С. Зарицкая, А. Слюсар, В. Нахапетов, Г. Черняков, Л. Трифонова. А вот Наталья Смирнова интересно создавала передачи об оперных дуэтах, современных художниках. Н. Смирнова по первому образованию - телевизионный режиссер, а по второму - журналист: этот тандем профессий выливался в очень интересные авторские передачи. Также развивалось информационное вещание, была тесная связь со всеми районами области, едва ли не с каждым селом. Сейчас мы можем только восхищаться энтузиазмом людей, которые начинали работать на новом одесском телевидении, пролагая пути новым поколениям.

ПЕРВОКЛУБНИКИ

Клуб веселых и находчивых уникален тем, что это - едва ли не единственный проект советского телевидения, получивший затем мировое признание. Одесситы, как известно, во времена СССР играли в КВНе ведущие роли. Но мало кто знает, что наша телестудия имеет самое прямое отношение к возникновению легендарной команды КВН во главе с капитаном Валерием Хаитом.

Игры первого первенства города по КВНу транслировались в прямом эфире. В течение нескольких месяцев соревнование самых веселых и самых находчивых держало город в напряжении. По меньшей мере полгорода приникало к телеэкранам, когда ведущие Нелли Харченко и Михаил Малеев приглашали на сцену соревнующиеся команды. В результате всех этих потрясений победителем оказалась сборная проектных институтов, известная под названием "Чкалова, 2", капитаном которой был Валерий Хаит. Лучшие из игроков вошли в сборную города, которой предстояло защищать достоинство одесского юмора на всесоюзной арене.

В полуфинале одесситам предстояло встретиться с командой Днепропетровска, которая базировалась на "Южмаше". Игра должна была проходить в Одессе, на сцене Украинского театра. Сложность подготовки к турниру состояла еще и в том, что Центральное телевидение до последней возможности не открывала одесситам темы конкурсов, хотя, судя по некоторым признакам, их соперники обладали несколько большей информацией. Однако этот недостаток мог быть компенсирован гораздо неожиданным образом...

Вот что рассказывает об этом эпизоде один из самых первых одесских КВНщиков Валентин Крапива:

- Режиссер передачи Бэлла Исидоровна Сергеева приехала в Одессу без своей съемочной группы, и потому вся бригада, готовившая и снимавшая встречу, была собрана на Одесской телестудии. И вот ассистент режиссера Вадик Хлопотов, зная о наших затруднениях, решил помочь. Он прочел сценарий, оставленный Бэллой Исидоровной на пульте, и поскольку толком в нем не разобрался, то, недолго думая, "свистнул" его и принес нам на репетицию. Но мы были людьми честными (а скорее, все же просто наивными провинциалами) и читать сценарий отказались. Между тем, когда Сергеева обнаружила пропажу, она учинила страшный скандал. И тут появляется Вадик со сценарием и с невинным видом заявляет, что взял его, потому что опасался, что его могут украсть... одесситы. И скандал мгновенно прекратился.

Сама игра, как ни странно, не оставила в памяти ее участников заметных следов: слишком явным оказалось преимущество одесситов. Уже на разминке они смутили соперников вопросами, один из которых оказался особенно заковыристым. В то время повсюду пели песню "На тебе сошелся клином белый свет..." и вопрос одесситов звучал так:

"Представьте, что такой случился оборот,
Что под рукой второго клина нет,
Что вам никак не убежать за поворот
И тут на вас сошелся клином белый свет.
Что вы станете делать?"

Днепропетровцы дольше соображали о том, что же, собственно, имели в виду соперники, чем думали над ответом.

Но самым неожиданным в этой игре оказался ее финал...

- Где-то в середине передачи, - вспоминает В. Крапива, - Центральное телевидение вырубило трансляцию, пустив вместо КВН художественный фильм. Мы, находясь на сцене, ни о чем не подозревали, а для нашего режиссера такой афронт был чем-то вроде смертного приговора, хотя ни один человек не мог понять, что же крамольного было в этом КВНе? Уже потом, в Москве, все выяснилось. Оказалось, что виной столь жестокой акции стал плакат... На нем было написано что-то вроде: "Привет морякам Черноморья от девушек Куйбышева!" При чем здесь плакат? - спросите вы. Оказывается, в то время по Москве гулял анекдот, достаточно пошлый... Суть его состояла в том, что моряку оторвало некую часть тела, и на этой части сохранились остатки татуировки "...ля!". И вот моряк приходит к врачу и спрашивает, можно ли эту часть восстановить. Врач интересуется, что же было начертано "в оригинале", и моряк отвечает: "Привет девушкам Куйбышева от моряков Севастополя!" Думаю, что авторы этого плаката ничего плохого в виду не имели, они могли анекдота просто не знать. Но бдительный человек, сидевший у рубильника, знал все и тут же вырубил передачу... Самое смешное, что одесситы увидели игру полностью, т.к. наша телестудия вела свою трансляцию из Украинского театра.

Эта победа стала первой на блестящем телевизионном пути легендарной команды Одессы.

Материал подготовили
Татьяна КУЦ и Александр ГАНИН.

На фото:
первый диктор одесского телевидения Нэлли Харченко
после интервью с победителем Международного конкурса
им. Чайковского певцом Николаем Огреничем.
Они начинали одесский КВН.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.