Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 08 (855)
02.03.2007
НОВОСТИ
Культура
Женский клуб
Актуальная проблема
Женщины
Компетентный собеседник
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 08 (855), 02.03.2007

ВЕЧЕР ИНТЕЛЛИГЕНТНОГО КЛОУНА

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ КОНЦЕРТА БОРИСА БАРСКОГО

Рассмешить – намного труднее, чем разжалобить. Чтобы вызвать у зрителя слезу, есть десятки безотказных сценических приемов, что называется, переходящих из поколения в поколение. Смех же – творение индивидуальное, кроме того, очень сильно зависящее от времени. Горькую судьбу Ромео и Джульетты оплакивают уже более четырех сотен лет, но попробуй объяснить современному зрителю, чем так остроумны шутки Меркуцио или Фальстафа – не поймет, хотя во времена театра "Глобус" они наверняка были убойными. Да что там Шекспир! А попробуйте сегодня повторить номера Карандаша или даже Никулина с Шуйдиным – вряд ли из этого выйдет что-то путное. Полунинского Асисяя в свое время широко тиражировали в самодеятельности: было похоже, временами даже смешно, но не было главного – атмосферы, без которой номер попросту теряет смысл. А атмосферу эту способен создать только Полунин – и никто другой.

Борис Барский в свое время хорошо усвоил уроки старших коллег по жанру; это видно уже по тому, как заботится он об атмосфере своего вечера, о той самой ауре, которая возникает вокруг собственно сценического действия. Великий режиссер Георгий Товстоногов любил повторять, что концепцию спектакля следует искать в зрительном зале. Барский почти буквально следует этому завету: он появляется в зале и, проходя со вступительной песней на сцену, словно проверяет, каков настрой пришедших, насколько они готовы включиться в предложенные им игры. На первый взгляд, вечер движется прихотливо – от стихов к анекдотам, от чтения фрагментов из пьес к играм со зрителями и т.п. Однако не случайно Борис имеет два высших образования – инженерное и режиссерское: фантазия артиста опирается на математически точный расчет. И прихотливая, по видимости, смена сюжетов строго обусловлена логикой избранного им жанра. Жанр этот – вне театроведческих канонов – я бы определил, как дружеские посиделки. Когда после долгого перерыва мы встречаемся со старыми друзьями, то разговор редко бывает плавным: то и дело мы перескакиваем с темы на тему, то удаляемся в прошлое, то рассказываем о нынешнем, плюс неизбежные анекдоты, обсуждение слухов и т.п. Барский это все инсценирует. Он хорошо знает, что на его концерт приходят люди, настроенные на "волну дружелюбия" (образ артиста таков, что он изначально не предполагает агрессии, зла), и они готовы сразу же включиться в общение.

Так оно и происходит. Нельзя сказать, что Барский в этих играх придумывает что-то новое. Новым (до известной степени) является сам его образ – сложная составляющая из пишущего автора-юмориста и артиста-клоуна. Это клоун-интеллигент, как не парадоксально звучит такое сочетание. Не знаю, как в Европе, а на постсоветском пространстве аналогии не проглядываются, хотя можно сказать, что Барский через десятилетия протягивает руку незабвенному Леониду Енгибарову. Уже одно это обстоятельство делает вечера одесского автора-артиста явлением уникальным. Не говоря уже о хорошем качестве его юмора и бесконечно обаятельном исполнении. Но тут уже бессильны любые описания. Вечер Бориса Барского – это тот самый случай, когда лучше один раз увидеть...

Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.