Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 45 (790)
18.11.2005
НОВОСТИ
Культура
Город
День календаря
Пережитое
Компетентный собеседник
А у них
Точка зрения
Криминал
Здоровье
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 45 (790), 18.11.2005

МОЛОДОСТЬ – НЕ ВОЗРАСТ, А СОСТОЯНИЕ ДУШИ

I. "ОСОБЛИВI ПОДIÏ"

Как уже писалось, ряд событий МКФ "МОЛОДОСТЬ" заранее был отнесен к особливим подiям. Это швейцарский фильм о жизни г. Цюриха ("Центр Швейцарии"); это кинолента А. Серебряникова "Индийские йоги. Кто они?" (Украина); это один из двух полнометражных фильмов, снятых в Украине на государственные деньги в 2005 году, "Секонд Хенд" Ярослава Лупия; второй из фильмов, снятых на государственные деньги, лента А. Муратова "Татарский триптих", вошла в число 38 кинофильмов, показанных в рубрике "Украинская кинопанорама 2004-2005 гг.". Впрочем, такое разделение условно, т. к. фильм Я. Лупия тоже входил в "Украинскую панораму"). А еще была художественно-документальная лента американца Дж. Миша "Позвоните Хедди Ламар" (об американской актрисе 40-50-х годов, считавшейся самой красивой женщиной XX века, с нее У. Дисней рисовал свою Белоснежку.

К еще одной особливiй подiï была отнесена демонстрация фильма студентки Киевского университета театра, кино и телевидения М. Хорошун "Гладий. Возвращение". Хорошун вернула на экран знаменитого украинского актера и режиссера Григория Гладия, который не найдя понимания и признания в официальных кругах СССР, эмигрировал в 90-м году в Канаду. Основой документальной 30-минутной неигровой картины Хорошун стал приезд Г. Гладия в Киев для постановки в Театре им. И. Франка спектакля "Истерия".

В эту же рубрику попала демонстрация еще 4-х фильмов. Картина Мишель Боганим "Одесса! Одесса" (Израиль/Франция), показавшаяся не столько документальной, сколько постановочной, с явным дисбалансом жизненных реалей. Картина – о ностальгии эмигрантов-одессистов об Одессе, но одесские кадры напоминают съемки советских фильмов о загнивающем Западе.

А еще были два российских фильма. Один – трехчастевка Татьяны Янкевич "Весь следующий день" с Викторией Толстогановой и Александром Домагаровым в главных ролях. Это дебют молодого режиссера в игровом кино, но картину по личной инициативе отборщиков показали на "Кинотавре", а затем она попала на Московский международный кинофестиваль. И автор сценария А. Миндадзе с успехом демонстрировал фильм в Германии.

Второй российский фильм, выделенный в ряд необыкновенных событий – это лента Елены Фетисовой "Российские корни, или Однажды в Ориенбурге". Оказалось, что "однажды" с Ориенбургом тесно связан рождением и корнями замечательный художник Владимир Кибальчич, вынужденный после революции эмигрировать в Мексику и писавший там свои удивительные полотна под именем Влади. Фетисовой удалось снять самого художника, в чье творчество и личность она буквально влюбилась незадолго до его ухода из жизни в 2005 году в возрасте 89 лет (кстати, после того, как в Москве прошла первая выставка его картин на родине).

Еще одним ориенбуржцем оказался Мстислав Растропович, также согласившийся рассказать в фильме о себе и о своих корнях. А еще два персонажа ее картины не только снялись в "Российских корнях", но и приняли участие в пресс-конференции создателей и участников фильма. Один из них – Чрезвычайный и Полномочный посол России в Украине Виктор Черномырдин, второй – замечательный и знаменитый французский писатель Морис Дрюон, историческими романами которого зачитывался весь мир и, в частности Советский Союз. Беседу с Морисом Дрюоном мы опубликуем отдельно.

И наконец, в особое событие был выделен показ первой части документальной трилогии "Украина. Рождение нации" выдающегося польского режиссера Ежи Гоффмана. Этим фильмом Гоффман возвращается к тому, с чего начинал – к документальному кино, но при этом он вносит в киноленту яркость красок и художественно-повествовательный язык, а в некоторые момента и интригу игровых фильмов. Как признался пан Гоффман, идея создания фильма об Украине, с которой он связан родственными отношениями, симпатиями и всей своей жизнью, родилась у него давно. Возможно, еще с экранизаций романа "Огнем и мечом" Сенкевича (как говорил сам режиссер, именно экранизацией Сенкевича он хотел подчеркнуть единство славянских корней и если не покончить, то смягчить исторически вошедшую в ментальность польского и украинского народов конфронтацию}. Взяться, наконец, за фильм Гоффмана подтолкнула вышедшая книга Леонида Кучмы "Украина – не Россия".

По большому счету режиссеру не удалось при всем его желании сохранить полный нейтралитет. Как он признался в одном из своих интервью ("Кино-коло", "Украина": гоффманизация истории"): "Про полную объективность говорить не приходиться. Собственно, если десятью камерами снимать одно событие, то при монтаже кто-то все равно внесет в конечный результат субъективность. Я старался осветить одни и те же факты с разных сторон и создать объективную картину".

И все же, несмотря на все заверения режиссера, остается впечатление, что он продемонстрировал польский взгляд на украинскую историю. И это при том, что его консультантами были наиболее авторитетные украинские историки. Кстати, несмотря на последних, Гоффман в картине допустил несколько неточностей, о которых возник разговор на пресс-конференции. Отбиваясь от замечаний и ссылаясь на авторитет консультантов, Ежи Гоффрман заверил, что первая часть трилогии, охватывающая период от самых далеких до славянских времен (появление в приднепровских степях первых славян и заканчивающаяся концом XVIII века и уничтожением Запорожской Сечи, созданной в 1552 году Дмитром Вишневецким Байдой, как союзом вольных казаков) еще окончательно не завершена, и поправки еще будут.

Интересно, что фильм начинается с уличного опроса в Киеве, Львове, Харькове и Одессе об отношении к независимости Украины, отделившейся от Союза в 1992 г. Разные ответы, порой забавные, порой категоричные, как бы гарантируют беспристрастность авторов фильма.

Думается, что такой пролог должен сопрягаться с эпилогом (третья часть фильма заканчивается оранжевой революцией).

В конце встречи с паном Гоффманом ваш корреспондент задала ему вопрос:

— Что зритель должен вынести из его фильма, к какому выводу придти?

Ежи Гоффман ответил буквально следующее:

— Я хотел бы, чтобы зрители поняли, что все люди, живущие на территории Украины и не имеющие украинских корней, почувствовали бы себя лояльными гражданами Украины. Потому что независимо от того, к какой национальности относит себя человек, на всем земном шаре он имеет право на свою национальность. Вообще, каждый, кто живет на территории любой страны, скажем, Америки, где очень много разных национальностей, должен чувствовать себя лояльным и равноправным гражданином данной страны.

Последние слова Ежи Гоффмана были встречены аплодисментами.

(Продолжение следует.)

Елена КОЛТУНОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.