Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

В коллаже использованы фотографии Михаила РЫБАКА

Номер 41 (786)
21.10.2005
НОВОСТИ
Культура
День календаря
Пережитое
Экономика
Записки фоторепортера
Криминал
Здоровье
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 41 (786), 21.10.2005

КРАСОТА ГРЯДЕТ

Когда человек чем-то увлечен, то в его глазах можно увидеть фанатичный блеск, у него появляется особое отношение ко всему тому, что касается его интереса, он моментально реагирует на ключевые слова. И даже подключает своих верных друзей.

С Алиной Реник, увлеченной историей Древнего Египта, мне удалось познакомиться случайно – прочитала ее книгу "НЕФЕРТИТИ. Красота грядет". Это и послужило поводом рассказать о ней читателям нашей газеты. Тем более, что она – жительница ОДЕССЫ.

Алина самозабвенно рассказывает о своей первой книге, которая вышла в харьковском издательстве "Фолио" в этом году.

— Не знаю, с чего лучше начать? Главное, наверное, то, что это роман о самой интересной цивилизации! Я очень долго собирала материал и кропотливо над ним работала. Основная идея книги? Может быть, то, что я скажу, прозвучит пафосно, но эта фраза более всего подходит к моей работе: "Vita brevis, аrs longa" – "Жизнь коротка, искусство вечно". Искусство сегодняшнее, завтрашнее, вчерашнее! И красота, какой наполнены многие произведения искусства, нас завораживает, от нее невозможно оторвать взгляд, мы пытаемся понять, как же такое можно было создать? НО ЭТО НЕПОСТИЖИМО!!! Такое создать или создать хотя бы отдалённую копию НЕВОЗМОЖНО!!! О таком произведении искусства моя книга – о скульптурном изображении царицы Нефертити!

— Но в книге на первый план выступает жизнь царицы Нефертити, а о её скульптурном изображении и о всех перипетиях, что с ним случаются на протяжении долгой истории, вы пишете, словно вскользь...

— Нет, план и сюжет книги родились в один день! И я очень горжусь этим, так как материала было много. Хотя поначалу мне было не понятно, как создать единое целое, так как надо было соединить параллельно четыре времени. Сделать это, на первый взгляд, казалось невозможно. И всё, что ни придумывалось, было как-то не так, как мне хотелось бы. Но в один день я проснулась с чётким пониманием того, КАК должно идти повествование, чтобы охватить весь огромный пласт имеющейся информации, и ничего не упустив, воспеть, если так можно сказать, "лебединую песню" красоте скульптуры царицы Нефертити. И этот план книги, написанный однажды утром, так и остался неизменным, хотя были, конечно, небольшие отступления от первоначальной задумки, так как в процессе работы появлялись новые факты или новые версии, поэтому приходилось переделывать заново (а надо сказать, что вся история Древнего Египта основывается на версиях и догадках, а иногда на взаимоисключающих друг друга фактах).

И действительно, архитектоника текста сложная, есть несколько временных отрезков. Здесь герои и время соединены между собой одним – красотой и тайной, какой наполнен бюст царицы Нефертити.

Археология – одна из наук, где такие ненаучные понятия, как случай и удача, являются важными составляющими. Так, случайно египетская крестьянка нашла на своей земле глиняные таблички (и это подтвержденный факт!), оказавшиеся впоследствии открытием века. Неприметные с виду таблички скрывали великие тайны Древнего Египта...

Все это происходило в первом временном пространстве, в 1887 году.

Второе временное действо – время правления фараона Эхнатона и его красавицы-жены Нефертити.

Об этом времени написано очень много, версии выдвинуты самые различные, написаны серьёзные академические труды, где царица изначально пребывает в состоянии готовой царственной мумии – ни эмоций у неё, ни искорки в глазах... Она не женщина – она памятник. Я же не пыталась описывать буквально ту эпоху. А лишь, опираясь на имеющиеся факты (подчёркиваю: на письменные документы – таблички, что были найдены в Тель-Эль-Амарне), постаралась описать время, события и жизнь обычной женщины, с её радостями и горестями, удачами и бедами, и, конечно же, любовью... Царица Нефертити была прежде всего женщиной и, значит, всё человеческое ей не было чуждо...

Я сознательно не привожу дат для этого времени, так как в египтологии до сих пор не существует одной и чёткой общепринятой системы хронологической системы дат.

И различие в датах, предоставленных учеными, столь существенно (от 50 и более 500 лет!), что подчас вызывает у людей несведущих лишь удивление. Я, чтобы избежать неточности и упрёков со стороны археологов и историков, просто оставила этот вопрос без полного рассмотрения и поступила так же, как древние египтяне: "В год правления такого-то случилось то- то..."

Третье время – время Людвига Борхардта, немецкого археолога, того самого, который открыл бюст царицы Нефертити и кто, обмазав этот бюст глиной, просто украл его у Египта! Вывез из страны тайно!!! Он же – один из главных героев моей книги.

Главы, которые описывают 1945-1995 годы, полностью посвящены прекрасному бюсту царицы Нефертити.

— Вы так трепетно рассказываете о нем!.. Какие лично ваши первые впечатления от скульптуры женщины-фараона?

— Когда я была совсем ещё маленькой девочкой (лет пять-шесть, не помню), я впервые увидела скульптурный портрет царицы Нефертити. И этот эпизод в моей памяти подобен вспышке. Она была так красива! Я стояла и смотрела на нее, мама тянула меня за руку, но я уже не могла оторвать взгляда. В ней я разглядела столько нежности и добра!.. Казалось, что улыбалась она только мне, улыбка Нефертити (кстати, в переводе с древнеегипетского "нефертити" означает "красота пришла", "красота грядет") предназначалась именно для меня. Думаю, никто не устоит перед этой завораживающей красотой, которую смог передать в скульптуре придворный скульптор Тутмос. Всю свою сознательную жизнь я, как губка впитывала любую информацию о ней – от ничтожно малой весточки до академических трудов. Настолько мое сердце прониклось любовью к Нефертити!

Со временем моё детское увлечение Древним Египтом и царицей переросло в страстную любовь к этой великой стране, а изучая и накапливая материал, появилось желание и написать книгу. Получилось ли у меня воспеть красоту этой скульптуры, получилось ли передать и нежность облика, и глубину переживаний на лице царицы Нефертити, и то чарующее спокойствие, что передается каждому, кто хоть на мгновение остановит свой взгляд на этом произведении искусства, судить, наверное, не мне...

— Ваша книга посвящается памяти любимой учительницы Л.П. Лосевской...

— Любовь Петровна Лосевская преподавала русский язык и литературу. Она – учитель от Бога. Эта маленькая и очень красивая женщина "сеяла разумное, доброе, вечное" и дарила нам настоящее счастье от соприкосновения с прекрасным... Посвящением в книге я хотела, если так можно сказать, увековечить память о ней, ведь, как говорили египтяне: "Произнеси моё имя, и я буду жить вечно".

— Существует ли замысел новой книги?

— Не просто существует, а уже почти готова книга! Но вот с этим моим детищем происходит ужасное! Нет концовки... А без концовки как? Может, ваши читатели помогут мне в этом?

Пишите на мой электронный адрес: leodessa@rambler.ru

Анна ВОЛОШИНА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.