Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки


Номер 12 (655)
28.03.2003
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 12 (655), 28.03.2003

КАК РАЗВЛЕКАЛИСЬ В ОДЕССЕ В 1933-м ГОДУ

Есть мнение, что Одесса – легкомысленный город. Не будем его ни опровергать, ни подтверждать, а просто полюбопытствуем: как развлекались одесситы в году 1933-м?.. Почему именно в том, а не в другом?

Потому, что все мы любим круглые даты, – и автор данных заметок не исключение. Так же, как Одесса – вовсе не исключение в ряде таких легкомысленных городов, как Париж, Марсель или, скажем, Сингапур. Помните, у Вертинского:

"В бананово-лимонном Сингапуре..."

Впрочем, в Одессе тридцатых годов прошлого века рядовые советские граждане отдыхали вполне благопристойно. Здесь было 13 кинотеатров Одесского кинофототреста. Из них четыре звуковых: "им. Котовского", "Серп и молот", "им. Короленко" и "Фрунзе". Дюжина театров. В их числе такие экзотические для нашего времени, как Еврейский театр, что находился на ул. К. Либкнехта, 48. Директором там был товарищ А.Д. Любарский, художественным руководителем А.В. Айзенберг, режиссером Л.Т. Абелев, а музыкальной частью заведовал известный в те годы одесский композитор Я.С. Файнтух.

Я называю все эти фамилии потому, что после 33-го был еще год ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОЙ, когда Одессе, как и всей другой ОДНОЙ ШЕСТОЙ части света, было не до развлечений, а потом был еще и 41-й – и уцелел ли кто в этом историческом котле... Не лишнее и напомнить о них, несущих людям радость. А в жизни ведь всегда так: рядом с весельем примостилась грусть...

Вот и еще повод повспоминать: были в тот год в нашем городе три театра: Украинский, немецкий и болгарский. Так, немецким театром руководил отец будущего советского разведчика тов. А.Г. Гефт, украинским – Е.М. Гольдат и болгарским – И.М. Стойчев.

Одесситы всегда умели не только торговать, но и развлекаться. Глава 15-я известной книжки Александра Дерибаса, к примеру, так и называется "ТАНЦУЮЩАЯ ОДЕССА". И начинается она так: "Русские утвердились впервые в Хаджибее, ставшем впоследствии Одессою, под топот запорожского гопака". Летописец Дерибас весьма категоричен в своем утверждении, ибо пишет далее: "Одесса начала танцевать с первого дня своего основания". Где? Вначале на многочисленных пустырях, майданах и майданчиках, а первый официальный бал состоялся 23 сентября 1797 года. На него было ассигновано одесским магистратом 373 рубля 43 копейки... Однако как далеко от 1933 года завлекла нас танцующая Одесса. С этой легкомысленной дамой надо быть поосторожней...

Конечно, и в означенном нами году одесситы танцевали. Где? В основном в тех самых 29-ти клубах, что имели сугубо специфическую для тех лет производственную направленность: Дом милиции, Дом прессы, Дом санпросвещения, Клуб директоров и Клуб мукомолов, Дом ученых и Клуб госторговли и кооперации, Клуб польский и Дом еврейской культуры. Был даже клуб 4-х повешенных... По адресу: Ярмарковий майдан, 1... Не верите? Можете заглянуть в адресну i довiдкову книгу "ОДЕСЬКА ОБЛАСТЬ", видавництво "Чорноморська комуна", 1935 р., с. 214-215. Не знаю, как вам, а мне после этого стало жутковато, и я вспомнил известные картины Брейгеля-старшего, где на переднем плане танцующие пары, а на втором – виселицы...

Читатели, что полюбопытнее, спросят: откуда, мол, такое название?...

Известный одесский краевед В. Нетребский так поясняет появление этого наименования-топонима: "...оно "родилось" сразу после Гражданской войны... Подпольщиков во главе с Тартаковским поймали на Ярмарочной площади. Всех четырех подвели к металлическим столбам и повесили" (газета "Юг" за 20 сентября 1997 г.). В другом месте он пишет: "Многие подробности о легендарном клубе поведал старожил Константин Федосеевич Савченко, который еще до войны ходил в клуб... на танцы"...

Ну, мы эти жутковатые подробности опустим, добавим только, что кроме клуба – там, на Ярмарочной площади, только в другом номере – 172 была и библиотека 4-х повешенных. Туда, конечно, тоже ходили...

Были в Одессе в те времена места и повеселее: Дворец моряков, что на тогдашнем бульваре Фельдмана, 9 и Клуб интернациональных моряков, или Интерклуб, что размещался на ул. Ласточкина, 2. На последнем стоит остановиться подробнее.

Поскольку его посещали не только интердевочки, но и иностранцы, на нем заострили особое внимание не только мы, а и – как их тогда называли – гэпэушники. Которые "пасли" интердевочек, что вовсе не дивно, конечно. Ибо еще австрийский контрразведчик Макс Ронге в своей книге "ВОЕННЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ ШПИОНАЖ", написанной после 1-й Мировой войны, утверждал со знанием дела, что в российской разведке женщины "особенно охотно использовались в качестве посредниц и вербовщиц"... И далее он пишет: "...причем те, которые попали в наши руки... особенной красотой не отличались. По установившимся у нас традициям, мы, по крайней мере, в мирное время, не использовали для работы женщин, возможно, из-за недостатка денежных средств, а также из опасения разного рода неизбежных женских историй. Что касается женщин высшего круга, то благодаря отсутствию у них военных знаний, от них нельзя было ожидать результатов, соответствующих затратам, и они использовались, скорее, для политической разведки. Возможно, что русские женщины, вследствие внутриполитических условий, обладают особенной склонностью к агентуре..." (М. Ронге, "РАЗВЕДКА И КОНТРРАЗВЕДКА", перевод с нем. Госвоениздат. Наркомата обороны СССР, М. 1937).

Штраусовская Вена, несмотря на все свое легкомыслие, неплохо, судя по всему, разбиралась в вопросах разведки – и в женщинах тоже. А мы ни в коем случае не хотим сказать, что одесские интердевочки "обладают особенной склонностью к агентуре", говоря словами австрийского полковника.

За всеми этими разведделами мы чуть было не упустили из виду одесских меломанов, а они во все времена представляли собой элитарную часть культурной одесской публики. Куда ходили они семьдесят лет тому назад?..

Прежде всего, конечно, в оперный, где директорствовал М.П. Пащин, главрежем был Я.А. Гречнев, главным дирижером С.А. Столерман, а дирижерами – И.В. Прибик, Н.А. Гольдман и В.И. Герцман. При желании одесситы могли посетить консерваторию выходного дня, заведовал которой некто А. Шварц, ничего общего не имеющий со А.Н. Шварцем, министром просвещения России в 1908-1910 гг., которому небезызвестный сатирический поэт Саша Черный посвятил четыре строчки в "Цензурной сатире":

Иду – и наткнулся на Шварца
И в страхе пустился бежать...
Ах, что я шептал по дороге –
Я вам не решаюсь сказать!

От консерваторского А.С. Шварца не надо было бежать – наоборот, надо было придти к нему на Островидова, 63, и послушать квалифицированную лекцию о музыке, сопровождаемую хорошим исполнением классиков. Причем бесплатно: традиции Народных домов, в которых пел сам Шаляпин, в Одессе соблюдались.

Чтобы исчерпать развлекательную программу 70-летней давности, заметим, что в тогдашней культурной жизни нашлось место и для фонотеки. "Одеська комсомольська бiблiотека грамофонних платiвок" – так она называлась – находилась в Театральном переулке, 2, через четыре дома от ТРАМа, Театра рабочей молодежи. Кроме Театра юного зрителя был тогда в Одессе и такой. А вот, чем располагала комсомольская фонотека, и каков был репертуар молодежного рабочего театра, – додумывайте сами. Чтобы помочь вам в тех догадках, скажу лишь о том, что в 1933-34 гг. театральные вопросы неоднократно рассматривались на заседаниях облисполкома: № 549 – "Про работу Одеського театру опери й балету"; № 1137 – "Про впорядкування театральноï справи". Оргвыводы после этих ПОСТАНОВЛЕНИЙ, конечно же, были сделаны...

До этого мы с вами говорили о посещении одесситами тридцатых годов прошлого века – а мы тоже люди прошлого века – культурно-массовых мероприятий. А посещали одесситы в ТЕ ГОДЫ злачные места? И были ли вообще ЗЛАЧНЫЕ МЕСТА в Одессе в советские времена?

Если верить адресной и справочной книге 1935 года издания, то в нашем городе в те времена не было даже ресторанов. Вот в справочнике "ВСЯ ОДЕССА" 1994 года фигурирует около 170 кафе и около 20 ресторанов. Сейчас их еще больше, ибо растут, как грибы, а лучше сказать – как аптеки, которые размножаются вегетативным путем; новая аптека – филиал, рядом другая – и опять филиал... Но вернемся к ресторанам, которых нет. Нет в алфавитном указателе справочника 30-х годов, но есть в самом тексте. В разделе "Офiцiйнi розпорядження" читаем: "Iнструкцiя для розрахунку води по установах, пiдпри}мствах, де нема окремого водомiра" (совсем, как у нас с вами, а, может, у вас и есть – тогда извините!).

Одним словом, отыскалась вода – отыскались и ее пользователи. И не только рестораны, но и трактиры, пивные, бары и кафе. Больше того – были открыты в довоенные годы в Одессе и игротеки, и бильярдные, и рулетки, и клубы, где играли в лото – очень популярную в те годы игру. Причем все это функционировало как в государственном, так и в частном секторе, как сейчас бы сказали. Только почему-то было запрятано в мутной воде безгласности, умолчания... Ох, уж эта двойная мораль коммунистического режима.

Вот теперь на развлекательных программах 1933 года можно поставить точку. А куда вам пойти сегодня – думайте сами. Надеюсь, что у вас нет депрессии по поводу уплаты за воду, газ или электричество?...

Счастливые люди.

А. ШАХЛИЕВИЧ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

По вопросам приобретения книг звоните по тел.: 649-656, 649-660