Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки


Номер 51 (641)
13.12.2002
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 51 (641), 13.12.2002

ФЕСТИВАЛЬ

ВНИМАНИЕ ДУХОВОЙ МУЗЫКЕ!..

На буклете, выпущенном к недавно завершившемуся в Одессе Второму Международному фестивалю духовой музыки "Wind Music Fest", в качестве эпиграфа приведены следующие поэтические строки:

"Средь нашей повседневной суеты
Звук рога – как узор парчи полуистлевшей".

Составителей, видимо, привлекла в этих словах их образная изысканность... Но бьют они, увы, в корень – в самое существо функционирования духовой музыки в современном музыкальном мире.

Когда-то она занимала весьма заметное место в нашей повседневной жизни: звучала в садах и парках, на бульварах и танцплощадках, в клубах и домах культуры. Сегодня же духовой оркестр услышишь разве что на различных торжественных церемониях, да в армейском быту он продолжает занимать издревле предоставленное ему место...

И это несмотря на то, что возможности этого оркестра значительно возросли. Он способен ныне играть не только специально "предписанную" ему танцевальную и маршевую музыку, но еще и переложения музыки оперной и симфонической, оригинальные сочинения самых различных форм и жанров.

Это убедительно подтвердил названный фестиваль. В его программах прозвучали не только прославленный боевой марш "Прощание славянки" В. Агапкина, "Торжественный марш" Д. Шостаковича или "Пьеса для трубы" З. Бинкина, которую с блеском исполнил в сопровождении оркестра преподаватель Одесской государственной музыкальной академии имени А. Неждановой заслуженный артист Украины Виктор Казимиров, но еще и академически камерная серенада ми бемоль мажор В. Моцарта, симфонические произведения Ш. Гуно и П. Хиндемита.

Широко была представлена и оперная музыка: давно уже прочно усвоенная духовыми оркестрами интродукция к опере С. Гулак-Артемовского "Запорожец за Дунаем", арии из "Турандот" Дж. Пуччини и "Богдана Хмельницкого" К. Данькевича (их исполнил солист Шанхайской оперы, ассистент-стажер Одесской музыкальной академии У Цзининь).

Звучали также культовые сочинения: "Аллилуйя" Моцарта (солистка – лауреат международных конкурсов актриса одесского оперного театра Лариса Зуенко), фрагмент из мессы "Глория" А. Вивальди.

Базовым исполнительским коллективом, на который опирался весь фестиваль, оказался студенческий духовой оркестр Одесской музыкальной академии – единственный, кстати, на все музыкальные вузы страны.

Он укомплектован по последнему слову современной духовой практики: до минимума сокращены наиболее вязкие и именно "медные" по звучанию инструменты – альты, тенора, басы-геликоны (последние упразднены полностью, заменены "мягким" струнно-смычковым контрабасом) и максимально укрупнены в численности так называемые "деревянные": флейты, кларнеты, гобои, фаготы.

Это прибавляет современному духовому умения играть музыку любого стиля и делает его как бы универсальным.

И это также было подтверждено программами фестиваля... В них прозвучали даже сочинения, близкие эстраде и джазу, – например, "Брасс котов" Х. Газеля, а также издавна близкая садовой духовой музыке оперетта: тост Орловского из "Летучей мыши" И. Штрауса и чардаш Тассило из "Марицы" И. Кальмана... Оба номера с тонким ощущением эмоционального смысла каждой фразы исполнил солист Одесской филармонии, ее директор и художественный руководитель Валерий Кузнецов.

В заключительном концерте форума, состоявшемся в Большом зале областной филармонии, духовой оркестр Одесской музыкальной академии словно бы постарался представить себя во всех возможных для музицирования ипостасях... В камерных составах он словно бы солидаризировался с искусством барокко и классицизма, процветавшем в привилегилированных придворных салонах, а в полном своем обличье оказался способным исполнитель сложнейшую музыку 20-го столетия: аранжированную для духового оркестра сценическую кантату К. Орфа "Кармина бурана"...

Остродинамичным и разноплановым по языку произведением, содержащим целый спектр живописных по содержанию картин, уверенно и вдохновенно продирижировал художественный руководитель и главный дирижер студенческого оркестра – заслуженный артист Украины доцент Владимир Лясота.

В качестве дирижеров на фестивале выступили также композитор Павел Струк, выполнивший аранжировки многих прозвучавших на фестивале произведений, и гость из Германии Максимилиан Мария Джаннетти – художественный руководитель духового оркестра Лейпцигского радио и шеф-дирижер молодежного духового оркестра Южно-Африканской Республики.

Маэстро уже вторично принимает активное участие в организации и проведении одесских "Wind Music Fest", привлекает для исполнения на них оригинальные и малоизвестные произведения. Одесская музыкальная академия приняла его в штат в качестве гастролирующего профессора дирижирования.

Каждое новое выступление студенческого духового оркестра Одессы свидетельствует об укреплении и умножении слагающихся в нем традиций, растущем интересе ко всем новым самобытным сочинениям – оригинальным и переложениям, стремлении всемерно совершенствовать индивидуальное и ансамблевое исполнительское мастерство.

Фестивали духовой музыки в Одессе, вероятно, также станут традиционными. Они призваны вернуть духовой музыке утраченную ею популярность, доказать, что современный духовой оркестр может занять свое достойное место и на академической концертной эстраде.

Вполне резонно планируется расширить представительные и географические рамки фестиваля, привлечь к участию в нем и другие профессиональные и любительские оркестровые коллективы. В Одессе – муниципальный духовой оркестр имени народного артиста Украины профессора А. Салика, оркестр штаба Южного оперативного командования, оркестры районов области.

Статус форума обязывает...

Виктор БИРЗИН.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

По вопросам приобретения книг звоните по тел.: 649-656, 649-660