Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Рисунок С. ТЕРЕЩЕНКО

Номер 45 (635)
01.11.2002
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 45 (635), 01.11.2002

ПОД ЗНАКОМ "МОЛОДОСТИ"

(Продолжение. Начало в № 44)

Принято считать, что нынешний сезон был не очень урожайным для кино. По крайней мере слова о том, что в этом году было трудно собрать достойную программу, можно было прочитать в интервью директоров многих престижных кинофорумов мира. На киевской "Молодости" эта тенденция также ощущалась достаточно сильно. И хотя подготовленная конкурсная программа все же отвечала определенному профессиональному уровню, настоящих открытий на этот раз оказалось мало. Особенно это касалось конкурса студенческих работ.

В этом году первые два дня фестиваля, во время которых демонстрировались студенческие конкурсные фильмы, проходили на редкость спокойно и вяло. Откровенно разочаровывали игровые работы, поэтому уже в самом начале фестиваля с большой вероятностью можно было предсказать победителя в этой категории. Предположения оправдались, и приз за лучший студенческий фильм получила документальная работа – фильм немецких режиссеров Инес Томсен и Вольфа Маркуса Гоппнера "Cantando la Vita" ("Воспевая жизнь"). На фоне придуманных игровых работ пятнадцатиминутная документальная зарисовка выглядела куда более кинематографичной как по визуальному ряду, так и по драматургии, извлекая из повседневной жизни настоящую киноисторию. Еще интереснее оказалось то, с чего все начиналось: на берегу моря режиссер фильма как-то увидела с трудом передвигающуюся колоритную пожилую женщину, которая каждое утро приходила к морю, чтобы долго плескаться на волнах, громко распевая песни. Фильм построен на том, что восстанавливает в режиме реального времени всю цепочку: приход к морю – утренний заплыв с песнями – и снова уход в сторону мегаполиса. И тут оказывается, что экран и сам наполняется жизнеутверждающим началом, заставляя зрителей с особой сентиментальностью реагировать на каждую интонацию. А фильм при этом превращается в настоящее воспевание жизни – такой, какая она есть.

Из других работ выделялся немецкий анимационный фильм Матиаса Деншеля "Телец", эффектно воссоздавший в трехминутном отрезке времени образ покорения человеком необузданной энергии природы в образе быка. Аниматор умело делает это с помощью оживших древних наскальных рисунков, оттисков времени древнего Египта и древнего Рима, средневековых гравюр и искусства XX века, чтобы замкнуть круг и вернуться к самому началу, но уже совсем в другом ракурсе.

Завораживающий визуальный ряд и клиповый монтаж выделяют из общего числа работ британско-израильский студенческий фильм Девида Сорделлы "Это не я, это не ты?", в котором актуальная тема израильско-палестинского конфликта затронута на частном примере короткой истории палестинца и израильской женщины-солдата. Однако на фоне реальных исторических событий само наполнение этого антивоенного фильма, к сожалению, выглядело поверхностным и явно не дотягивало до того отличного изобразительного уровня, на котором была выдержана эта работа. Еще один немецкий фильм – "Крестоносец" Себастьяна и Флориана Хенкель фон Доннерсмарков – не мог не поразить своими масштабами. Это просто какой-то многобюджетный блокбастер про крестоносцев под гнетущую атмосферу средневековья, с внушительной массовкой и костюмами, батальными сценами и спецэффектами. Возвращающийся с поля битвы крестоносец спасает от сожжения на костре местную целительницу. И вот они оба, смертельно раненные, отрываются от преследования и ждут своей дальнейшей участи в глухом лесу. Все двадцать минут на протяжении фильма задумываешься, для чего, собственно, режиссерам понадобилось его снимать. И только в последнюю минуту становится ясно, что, оказывается, все это время два автора играли со зрителями в свои игры, и историческая мелодрама про крестоносца и целительницу на самом деле оборачивается фильмом ужасов. В финале спасенная от костра ведьма все же превращается в потустороннего монстра и вырывает у своего спасителя сердце из груди. Немецкий черный юмор – он и в средневековье черный.

Зато бальзамом на душу для украинцев легла короткая анимационная работа из дружественной Польши "Мiленька" Йоанны Ясинской – веселый рисованый сельский видеоклип в духе примитивной живописи Шагала на народную украинскую песню в обработке "Ukrainians". И все же, просматривая студенческий конкурс, не покидала мысль, что вот если бы собрать воедино и соединить визуальный ряд из "Это не ты, это не я?", добавить к нему изобретательности "Тельца" и жизнерадостности "Cantando la Vita", примешать неожиданности "Крестоносца" и разбавить непосредственностью "Мiленькой"... Вот тогда бы и получился идеальный студенческий фильм, которого на этот раз так не хватало.

(Продолжение следует.)

Олег МЕЛЬНИЧУК.

Киев-Одесса.

На фото: кадр из фильма "Cantando la Vita"

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.