+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 47 (1144), 14.12.2012 ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ НЕ РЕКЛАМИРОВАТЬC 16 сентября вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по поводу запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий". Наша газета уже не раз обращалась к проблеме табакокурения, и, естественно, мы не могли не заметить столь серьезные изменения, которые вносит данный закон в жизнь многих и многих наших сограждан. Наш корреспондент попыталась разобраться в тех новациях и рисках, которые несет запрет на все, что можно расценить как "стимулирование табакокурения". Сигаретный риск
- А мне зарплату почти вдвое повысили! Потому что у меня теперь работа рискованная. Такой вот нестандартной для наших дней новостью поделилась со мной Катя, которая уже год работает промоутером фирмы, торгующей сигаретами. Катя рассказывает прохожим о товаре и устраивает розыгрыши фирменных зажигалок. - Что же в этом рискованного? - удивилась я этой новости. А то, что отныне такая работа выходит за рамки закона. Ибо нововведения нашего ушедшего парламента запретили рекламу, спонсорство и вообще всякое стимулирование продажи табачных изделий. В том числе и то, чем занимается моя подруга. Более того, рассказала она, если промоутера сигарет поймают на горячем, то на первый раз его накажут штрафом. И, скорее всего, штраф будет платить сам промоутер, а не его работодатель. Ведь, как правило, промоутерство - работа неофициальная, без оформления трудовых отношений. А если промоутер снова нарушит закон (а как же иначе, если его работа - рекламировать?!), то он опять будет наказан, только ответственность уже будет административная. Если учесть количество курящих в нашей стране, то новый законодательный акт затрагивает интересы миллионов людей. В том числе и немалое количество моих знакомых. Как человек некурящий, я в принципе готова приветствовать нововведение, призванное бороться с одной из самых вредных привычек; тем более что Украина занимает седьмое место в мире по распространению табакокурения. Но, с другой стороны, есть опасения, что на практике соблюдение данного закона приведет к перегибам, что мы видим в изобилии на других примерах. Потому с особым интересом я шла на заседание круглого стола, где обсуждали этот антитабачный акт. Ибо хотелось понять главное: что же считается формой стимуляции продажи, то есть рекламой сигарет? Право знать
Если исходить из буквы закона, то выходит, что теперь даже нельзя спросить продавца о сигаретах. - А как же право на информацию? - скажете вы. - Закон предоставляет потребителю право на свободный выбор, а значит на получение информации (наименования товара, торгового знака, данных об основных особенностях продукции, содержании вредных веществ, названии производителя. - А. К.) до покупки товара, - отметил президент Украинской ассоциации потребителей Олег Самчишин. Спрашивайте - и вам ответят. Но... только то, о чем спросили. - Продавец должен рассказать только о той марке сигарет, которая интересует покупателя, а не советовать и сравнивать марки. Иначе ему грозит штраф, ведь это тоже считается рекламой, - добавил начальник инспекции защиты прав потребителя в Одесской области Дмитрий Петрусев. Разложить пачки по закону
Есть и другие нюансы в торговле сигаретами. Вернемся к всеобъемлющему, но вместе с тем довольно расплывчатому понятию: "форма стимулирования продажи табака". Из-за неясности этого определения уже не раз жаловались предприниматели: то проверяющие требовали вообще убрать пачки сигарет с витрин или разместить их боком, то оставить не более одной от каждого бренда или снять ценники, если они накладывались на текст медицинского предупреждения. Не раз возникали и споры по поводу освещения витрин с сигаретами, а также о том, какую информацию нужно предоставлять покупателям. Оказалось, проверяющие были правы не всегда. За сам факт размещения сигарет на витрине, прилавках и полках ларьков, магазинов и супермаркетов штрафовать продавцов не будут, - заверяют в Госпотребинспекции. Не может считаться нарушением и освещение мест торговли. Этот закон также не регулирует цены на табачные изделия, но продавец обязан обозначить цену каждой единицы табачной продукции. Не будет считаться рекламой и размещение одного плаката размером 40х30 сантиметров на одно место торговли, в котором содержится текстовая информация о наличии в продаже табачных изделий и цен на них. Таким местом торговли может считаться каждая отдельная касса супермаркета. Но все-таки есть целый ряд нюансов, которые должны соблюдать торговцы табаком. Например, оформление витрины. Все пачки должны быть выложены на одном уровне, одинаково освещаться и быть с одинаковыми ценниками. Количество пачек разных фирм тоже должно быть равным, например, по две пачки каждой марки. Запрещены подставки и подсветка для продукции отдельных табачных фирм, - словом, ни одна марка не должна выделяться на витрине. Ни одного логотипа
Некоторые моменты, связанные с введением нового закона, меня просто поразили. Оказывается, если в вашем гардеробе есть одежда с фирменными знаками сигарет, лучше их не надевать. Логотип на одежде и аксессуарах тоже будет считаться стимулятором продажи. Логотипов сигарет больше не должно быть и на различных мероприятиях, поскольку отныне табачным компаниям запрещено быть спонсорами. Также нельзя проводить лотереи и розыгрыши, если условие участия - купить табачную продукцию. Не разрешены и акции бесплатной дегустации или бартера - обмена чего-либо на сигареты определенной марки. Более того, сигареты нельзя даже дарить: запрещены любые акции по бесплатной раздаче табачных изделий, в том числе и для маркетинговых исследований (то есть, для вычисления - насколько популярна данная торговая марка). Недоступна теперь и еще одна хитрость продавцов - продажа табачных изделий в комплекте с товаром, который можно рекламировать. Спросите у доктора
При таком количестве запретов поневоле возникает вопрос: неужели реклама табака настолько опасна для общества, что даже работа моей подруги промоутером попала в разряд запрещенных? - Реклама направлена прежде всего на то, чтобы привлечь новых курильщиков. Если не будет рекламы, то уменьшится и количество курящих, - уверенно объясняет Дмитрий Петрусев. Так же думают и медики. В своем интервью сайту "Телекритика" главный врач Киевского центра здоровья Отто Стойка рассказывает, что реклама вредит не только тем, что создает стереотип "крутого парня-курильщика". Хуже другое: в рекламе есть только предупреждение Минздрава о вреде курения, но ни слова о том, что это за вред. - Я читаю лекции на эту тему детям и молодежи. После моих аргументов те, кто курит, пытаются бросить, а дети спрашивают, зачем продавать табак и алкоголь, если они настолько вредны, - рассказывает врач. Отто Стойка приводит довольно оптимистичную статистику: без рекламы курильщиков станет на 5-7 % меньше. Для Украины это будет хороший результат, учитывая огромное количество курящих. Кстати, в этом плане наша страна уже может похвастать некоторыми достижениями. Ограничение рекламы табачных изделий в Украине началось еще в 2005 году и за последние семь лет все больше людей бросают курить. А полный запрет рекламы ускорит этот процесс. Пострадавшие будут?
Зато предприниматели опасаются, что теперь их будут преследовать бесконечные проверки, за которыми последуют штрафы выше налоговых - от 30 до 50 тысяч гривен за каждый факт рекламы на отдельном рекламном носителе (например, если в магазине пять касс с неправильно оформленными витринами, то это пять штрафов от 30 до 50 тысяч каждый). Из-за этих штрафов, возможно, придется увольнять работников, а то и вообще закрываться - Для малого бизнеса тридцать тысяч - это его полугодовой оборот, то есть один штраф - и торговую точку закроют. Потому наша задача - не наказать, а предотвратить нарушение закона, - отвечает на эти опасения Дмитрий Петрусев. Судя по сложности процедуры проверки, предприниматели действительно в некоторой безопасности: о плановом приходе контролеров их будут предупреждать за десять дней. За это время можно исправить все: правильно оформить витрину, расставить ценники, убрать промоутеров с торговой территории. Хотя, конечно, могут быть и сюрпризы - проверяющие возьмут да и придут вне плана. Правда, только в том случае, если на торговую точку пожалуются потребители. Потому, чтобы попасть на штраф, нужно вообще не знать законов. Хотя и это в нашем бизнесе есть: предприниматели часто обращаются за помощью, когда их уже уличили в нарушениях законов, о которых они не знали. А вот за предварительной консультацией обращаются очень редко. Но все-таки законопослушным предпринимателям нечего опасаться - штрафы им не грозят. Другое дело, что и незаконопослушных не всех наказывают; моя подруга до сих пор ходит на свою рисковую работу. Изменились только две вещи: теперь Катя не проводит розыгрыши зажигалок, как это было раньше. А еще у нее поменялись обязанности: раньше ей нужно было рекламировать сигареты, а теперь - предлагать информацию о них, что, по сути, ничем не отличается... Информация к размышлению
Закон, который вступил в силу с 16 сентября с. г., запретил любую рекламу и стимулирование продаж сигарет, знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия. В дополнение к уже запрещенным радио- и телеэфирам теперь перекрыт доступ и к другим носителям телесигналов- кабельному, спутниковому , IP, on-line, мобильному телевещанию. Закрыты для табака и печатные издания - не только периодические, но и научные, популярные, учебные, справочные, литературно- художественные. Запрет распространяется на рекламу на транспорте, на любую наружную рекламу и на интернет (за исключением сайтов для взрослых с предварительной идентификацией возраста пользователей). Законом запрещается также спонсорство различных зрелищных, спортивных, театрально-культурных мероприятий, теле- радиопередач с использованием рекламы табачных изделий, названий производителей и продавцов. Попали под табу различные маркетинговые акции, например, предоставление бонусов, премий, права на участие в любой игре, лотерее, конкурсе, событии, которые прямо или опосредованно связаны с табачными изделиями. Комментарии специалистов
Заместитель председателя Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей Ольга Соколова: "В целом, вся массовая реклама табачных изделий, которая присутствовала ранее, должна исчезнуть. В первую очередь это касается мест продажи сигарет. Речь идет о кассах в супермаркетах, киосках, ларьках". Председатель Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины Леонид Козаченко: "Ситуация с новым законом возникла действительно очень серьезная. Задействованы сразу несколько уже работающих законодательных актов, в которые внесены поправки и дополнения. Теперь перед нами сложный законодательный организм, который надо научиться понимать и правильно читать. Как со стороны субъектов хозяйствования, так и контролирующими органами. Только в таком случае требования закона будут выполнены". Президент Украинской ассоциации потребителей Олег Самчишин: "Права потребителя в нашей стране надежно защищены Конституцией Украины и Законом "О защите прав потребителя", в частности, статьей 15 о праве на информацию о продукции. Поэтому продавец обязан предоставить покупателю полную информацию о товаре. По закону это касается наименования товара, торгового знака, данных об основных особенностях продукции, содержании вредных веществ, названии производителя и т. д. в соответствии с той же статьей 15 Закона Украины "О защите прав потребителей". Конечно, трудно представить, что продавец в тесной лавке в каждом случае сможет предъявлять сопровождающую документацию или то, что на крохотном листке можно разместить информацию о сотне-другой сигаретных брендов. Но формально права потребителя соблюдены. И это уже хорошо". Подготовила Антонина КУЧЕРЕНКО.
|
|
||||||||||||||||
|