Номер 47 (1043), 3.12.2010
Белла РУДЕНКО: "Характер - это судьба"
Председателем жюри Первого конкурса вокалистов имени А.
Неждановой была знаменитая певица Белла Руденко. Когда на
церемонии открытия она вошла в зал Одесской музыкальной
академии, все присутствующие встали и устроили ей овацию. И это
была не просто дань уважения выдающейся артистке, которая к
тому же является выпускницей Одесской консерватории; совершенно
потрясающее впечатление произвела сама певица - так роскошно
она выглядит в свои уже совсем немалые лета. Конечно, с такой
звездой хотелось бы поговорить о многом, но дни ее пребывания в
Одессе были предельно загружены конкурсом, так что пришлось
ограничиться кратким интервью.
Для справки. Белла Руденко родилась 18 августа
1933 г. Окончила Одесскую консерваторию у Ольги Благовидовой. С
1956 г. - солистка Киевского театра оперы и балета им.
Т.Шевченко. Заслуженная артистка Украины (1959), Народная
артистка СССР (1960). Лауреат Государственной премии СССР
(1971). Солистка Большого театра в 1973-1988 гг. С 1977 г.
преподаёт в Московской консерватории.
- Белла Андреевна, что вы чувствуете, войдя в стены своей
альма-матер?
- Я счастлива, что так отремонтировали консерваторию, что
она сейчас, как игрушечка. Спасибо всем, кто это сделал. То,
что висят тут портреты всех наших знаменитых выпускников, - это
просто прекрасно. И то, что построили камерный зал - это
замечательно. Конечно, для меня это очень дорогое место, и
очень дорогой зал, в котором прекрасная акустика. И хорошо, что
именно здесь будет проходить конкурс.
- А вы помните, когда сюда попали в первый раз?
- Конечно, помню! Когда я поступила в консерваторию, то не
просто бежала, а как на крыльях летела, чтобы скорее сказать
маме, что меня приняли, и что меня взяла в свой класс сама
Благовидова.
- Белла Андреевна, как вы считаете, в какую сторону
изменилось сейчас вокальное искусство?
- Вы знаете, сейчас намного труднее устроиться на работу,
более жесткий отбор в театры и везде. Я не могу сказать, что
стало лучше, но стало сложнее.
- А с чем это связано: с усилившимися требованиями к
вокалистам или потому, что их стало чрезмерно много?
- Я не могу вам сказать точно, просто стало жестче и
сложнее.
- А голоса не стали хуже?
- Нет, хороших голосов много, и особенно щедро украинская
земля их родит. Это осталось.
- В чем, на ваш взгляд, особенность именно одесской
вокальной школы?
- В культуре вокала, прежде всего, а не только в голосе.
- Что вы понимаете под "культурой вокала"?
- Культура вокала - это, прежде всего, глубокое изучение
вокальной музыки, всего ее разнообразия.
- Одесский конкурс носит имя Антонины Неждановой. Когда
вы слушали ее записи, то что для себя вынесли?
- Именно культуру пения.
- А есть ли разница в культуре пения сегодняшнего времени
и более раннего?
- Ну, если и есть, то небольшая. И потом я хочу сказать
такую вещь: я отучилась у Ольги Николаевны Благовидовой пять
лет. И не помню такого случая, чтобы не получила по какой-то
причине роль или чтобы я не выполнила те требования, которые
она предъявляла.
- А жесткие были требования?
- Жесткие, но всегда справедливые.
- А в чем выражалась эта жесткость?
- Она просто говорила, что надо сделать то-то и то-то,
больше ничего, но этого было достаточно.
У вас теперь свои ученики. Как вы с ними общаетесь, как
Благовидова, или по-своему?
- Я стараюсь продолжить традиции Благовидовой. Как у меня
получается, не знаю, но я стараюсь.
Сегодня в опере все большую роль играет актерское
мастерство. Как с этим обстоит дело у нас?
- Вы знаете, к сожалению, плохо. Вот вокалу учат у нас, в
общем-то, хорошо. Но не всех. И не везде.
- Есть ли какой-либо возрастной ценз у оперной певицы?
- У оперной певицы - безусловно. Но я пропела 43 года, а это
очень большой срок. Сначала я пела на оперной сцене, потом
продолжала заниматься камерным пением.
- А как вам удалось столько лет держаться на вершине? Это
природный дар, работа над собой или такой характер?
- Не знаю, думаю, что все вместе. Характер, конечно, очень
важен. Скажу больше: характер - это судьба.
Беседу вел Александр ГАЛЯС.
|