+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 44 (737), 05.11.2004 К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.К. РЕРИХА САМЫЙ ПРИЗНАННЫЙ В МИРЕ
"Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество изумительно тысячи картин и каждая из них великое произведение искусства". Джавахарлал Неру. В экспозиции Одесского художественного музея представлена картина "Заморские гости", в которой раскрылась в полную силу красота, яркость и звучность языческой Руси. Глубока, по-весеннему студена подернутая рябью синь реки. Весело плывут по ней нарядные расписные ладьи с пестрыми парусами. Лихо поднялись их носовые части, завершающиеся головами драконов. Их яркая раскраска горит на солнце. Длинным рядом идут ладьи. На первой у борта два воина. С интересом смотрят они на незнакомые славянские берега, на маленький укрепленный городок на холме. Далек и опасен путь варягов. По "великому водному пути" плывут они в Царьград на торг или службу. Свежестью, радостью, праздничностью чарует эта картина. Она переносит в древний, овеянный красотой и романтикой мир сильных, смелых людей, воскрешает в памяти многие любимые сказки детства. Высокопоэтический строй картины, ее красочная нарядность вытекают из необычной трактовки исторической темы, новой манеры письма, к которой художник впервые обратился в своем творчестве. Уже в этой ранней картине Рерих проявил удивительный дар воскрешать родную старину в том свете, в каком она отстоялась в течение многих веков в сознании народа. Тем самым он смог затронуть особые чувства и воображение зрителей и подойти к созданию новых эстетических ценностей. В мае 1903 года Николай Константинович начал большое путешествие по России объезд городов, богатых памятниками старины. Эта своеобразная "поездка за стариной", как называл ее художник, охватила огромный район Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Вильну, Митаву, Ригу, Псков, Тверь, Углич, Калязин, Звенигород и другие города. Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древнерусской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, в глухих отдаленных селах терпеливо разыскивал предметы прикладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищался танцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, "его дива дивные, веками им взлелеянные". Им была создана большая живописная серия, насчитывающая около девяноста произведений. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества. "Пантеоном нашей былой славы", "Русскими Елисейскими полями" назвал эти этюды один из биографов художника. В своих ранних произведениях Рерих показал новый, бывший до него мало известным в искусстве мир славянской Руси, раскрыл в яркой образной форме свое понимание древней эпохи (наряду с "Заморскими гостями" "Идолы", "Предательница", "Древнерусский город", "Зловещие", "Городок", "Строят ладьи", "Древняя жизнь", "Бой Александра Невского с ярлом Биргером", "Славяне на Днепре" и самая первая картина серии "Начало Руси. Славяне" "Гонец. Восстал род на род"). В его работах излишне искать предельную точность в передаче того или иного факта истории. Он создает поэтические, овеянные былинным духом картины, которые об эпохе дают самое общее представление. Обладая исключительно яркой индивидуальностью, Рерих очень рано вырос в интересного, самобытного художника. Рано определились и его общественные идеалы, его взгляды на высокое назначение искусства. Мечтая о новом искусстве, несущем людям радость и красоту, его поисками пронизаны и художественные устремления Рериха во второй период творчества. По-прежнему увлекаясь историей славянской Руси и создавая картины на эти темы, он обращается теперь также к самому древнему периоду эпохе каменного века. Тщательно, с научной прозорливостью исследует он исторические материалы, проводит археологические раскопки, собирает богатейшую коллекцию предметов этого времени. В своих произведениях художник пытается теперь не только воскрешать самый ранний, малоизученный период истории, но и будить в зрителях патриотические чувства. Он нередко придает изображаемому глубокий философский смысл. Следуя учению о добром искусстве, Рерих сознательно отбрасывает все темные стороны прошлого, все злое и несправедливое и переносит на свои полотна радостные, привольные моменты жизни древних людей, изображает подчас суровый, но прекрасный своей свободой мир. Намного свободнее, чем прежде, использует он также полусказочные, полумифические представления о старине, дополняет их своей фантазией и создает своеобразную живописную сказку Севера, в которой истинное переплетается с поэтическим вымышленным. В поисках красоты давно прошедшего Рерих в зрелый период творчества исследует историю и искусство не только России, но и других стран. Суровая Скандинавия вдохновила его на создание живописной сюиты "Викинг", состоящей из "Боя", "Песни о викинге", "Триумфа викинга", "Варяжского моря". Далекой Индии посвящены картины "Давассари Абунту", "Давассари Абунту с птицами", "Мудрость Ману", "Границы царства". В зрелые годы Рерих много работал в области театрально-декоративной живописи. Его глубоко заинтересовали изобразительные возможности театра, и он мечтает о создании спектакля, в котором можно было бы показать красоту обрядов, танцев, костюмов древних славян. Прикасаясь к театральному миру, Рерих ярко раскрывает не только образы русской классики, но и мировой литературы. Многолетние странствия по Востоку, жизнь в долине Кулу. расположенной в Западных Гималаях в Пенджабе, открыли перед Рерихом богатейший мир, к которому он так давно стремился и который оказался ему близким по своему духу. Редкое понимание духовной жизни народов Индии, самоотверженное желание приносить ему повседневную пользу, гуманистические убеждения сделали имя Рериха любимым и почитаемым в этой стране. Каждое его слово, каждое выступление всегда привлекало внимание общественности. В печати о нем неоднократно упоминали как о великом друге Индии. Его называли самым священным для индийцев именем "гуру", то есть "учитель". С высоты Гималаев Рерих обращается ко всему миру: пишет письма, послания многочисленным обществам, статьи для газет, книги. Художник начал работу над большой живописной серией, которую он назвал "Учители Востока". В эту серию он включил изображения тех, кого считал учителями жизни, проповедниками вечно живых норм этики: Будду, Магомета, Христа, философов Конфуция и Лаоцзы... Нашим зрителям известна картина "Тень учителя". Необычно образное решение этого полотна. Народные сказания Востока часто повествуют о людях, оставивших свою тень. Она может появиться в любом месте и напомнить человеку о долге. В самой природе Гималаев, в необычных эффектах освещения находит Рерих новые, казалось бы, несовместимые в живониси, цветовые сочетания и смело переносит их на свои работы. От сапоставления больших масс синего, желтого, розового, белого ослепительно загораются в картинах горные цепи. Контрасты темно-лиловых и огненно-красных тонов порождают незабываемые закаты. Сочетая фиолетовые тона с желтыми, желтые с розовыми, охристые с синими, художник добивается передачи сложнейших световых эффектов. Но у Рериха краски служат не только для передачи натуральной цветовой гаммы. Еще в ранние годы он подошел к пониманию цвета как фактора, который сам по себе может воздействовать на психологию зрителя и пробуждать те или иные чувства. Теперь Рерих еще в большей мере стремится дать цвету активное эмоциональное звучание и подчинить его философскому содержанию своих произведений. "Через цвет звучит приказ будущего. Все серое, черное и мрачное, туманное уже достаточно затемняло человеческое сознание. Каждый должен снова подумать о ярких блестящих оттенках, которые всегда знаменуют эпоху возрождения". Сорок два года Рерих прожил в России, около двадцати в Индии, три года в Соединенных Штатах Америки. Он посетил почти все страны Европы, Америки, Азии. Пять лет художник провел в большой научной экспедиции по Центральной Азии. На протяжении многих лет Рерих был директором Школы Общества поощрения художеств в России. В Нью-Йорке им основаны Институт объединенных искусств и музей, в Индии, в долине Кулу, Гималайский институт научных исследований. Всемирное признание и одобрение получил так называемый "Пакт Рериха", легший в 1954 году в основу Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. За долгие годы своей жизни Рерих создал более семи тысяч картин. Они разошлись по всему миру. Собрания произведений художника имеются в Петербурге, Москве, Риге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Хельсинки, Буэнос-Айресе, Бенаресе, Аллахабаде, Бомбее и многих других городах. Различными издательствами мира выпущено двадцать семь книг, принадлежащих перу Рериха. И многие идеи и научные изыскания художника зародились и окрепли еще на родине и имели глубоко национальные корни. Создавая новые очаги искусства и науки, творя как художник и писатель, он стремился поднять уровень культуры в разных странах, сделать достоянием всех народов лучшие достижения мировой мысли, стремился к налаживанию интернациональных культурных связей и укреплению мира. Во всем этом Рерих показал себя непримиримым борцом и созидателем. Поразительна жизнь этого художника, объехавшего многие страны и пронесшего по всему миру славу о русской культуре. В истории нашего изобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, который получил бы такое широкое мировое признание, как Рерих. Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
|
|
|||||||||||
|