+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 33 (1029), 27.08.2010 Народный артист России Марк Горенштейн:"Я ВЕРНУЛСЯ В СВОЙ ГОРОД..."
В прошлом году известный дирижер Марк Горенштейн дважды побывал в своем родном городе. Первый раз он привез знаменитый оркестр им. Светланова, которым руководит около восьми лет, а во второй свой приезд представил землякам Молодежный симфонический оркестр СНГ. Из двух встреч и сложилась наша беседа. Для справки. Марк Горенштейн родился в Одессе в 1946 г. Окончил школу им. П. С. Столярского и Кишинёвскую консерваторию как скрипач, Новосибирскую консерваторию как дирижер. Работал главным дирижёром Будапештского симфонического оркестра, симфонического оркестра г. Пусана (Южная Корея), в качестве приглашённого дирижёра выступал во многих странах мира. В 1993 г. создал оркестр "Молодая Россия", который вырос в один из лучших симфонических коллективов РФ. 1 июля 2002 г. М. Горенштейн был назначен художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического симфонического оркестра России, который по его иницитативе получил имя Е. Светланова. М. Горенштейн - народный артист Российской Федерации, лауреат премии Правительства РФ, награждён орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. В сезоне 2009 г. возглавлял Молодежный симфонический оркестр СНГ. ВСЕ НАЧАЛОСЬ С "ПРИЗВАНИЯ" - У поэта Марка Лисянского, урождённого одессита, есть такие строчки: "Возвращаться в те места, где ты молод был, опасно. Там тебе предельно ясно, кем ты был и кем ты стал". Каково было вам возвращаться в те места, где вы были молоды? - Я не был очень давно здесь, по приезду обошёл все места своего детства, юности: дом, где родился и вырос, школу Столярского, где учился... Конечно, грустно, и это правда. Да и какое может быть состояние у человека, у которого здесь было огромное количество родственников, многие их которых уже на кладбище. Тут похоронены мой отец, дедушка с бабушкой, очень близкие мне люди. Но, знаете, есть такой замечательный анекдот: на одном памятнике в Одессе высечена надпись: "Я так и знал, что этим всё кончится". Многие люди умерли, многие уехали. Мои друзья, огромное количество музыкантов, разбрелись по всем странам мира. Но к моей большой радости жив еще начальник службы Одесского военного округа, где я служил, ему пошел 91-й год, я с ним по телефону разговаривал. А вообще, я приехал сюда с огромным удовольствием и получаю замечательные впечатления от общения с городом, с его замечательными людьми. - Хорошо известно, что в советские времена буквально каждая одесская мама стремилась отдать своего ребенка учиться музыке. Причем в абсолютно большинстве случаев сами дети очень часто противились. А как у вас случился "роман с музыкой"? - Я уже в детстве обожал выступать на публике. Когда к нам приходили гости, мой дед объявлял: "Выступает народный артист Марик Горенштейн", после чего я выходил из-за шкафа, декламировал стихи или пел... А увлечение музыкой началось с американского фильма "Призвание", где герой - мальчик играл на скрипке, а потом стал дирижером. Я находился под таким впечатлением от фильма, что упросил родителей купить мне скрипку. Как видите, все сбылось: я стал и скрипачом, и дирижером, и даже народным артистом... Своим главным учителем я считаю замечательного педагога Артура Леонидовича Зиссермана, который был учеником Петра Соломоновича Столярского. Вначале я, как и все одесские дети, игравшие на скрипке, мечтал о лаврах Давида Ойстраха, но в 13 лет, когда пришлось пойти работать, чтобы помогать семье, я понял, что при наших финансовых возможностях стать солистом нереально. Ведь играть приходилось на скрипке, как я тогда говорил, "сделанной на мебельной фабрике". Потому я решил, что, если не суждено стать солистом, то я должен стать настоящим профессионалом в оркестровом деле. МЕЧТА СБЫВАЕТСЯ - C чего начиналась ваша дирижерская карьера? - Своим первым концертом я обязан Натану Рахлину, знаменитому дирижеру, который, кстати, много лет работал в Киеве и там похоронен. А в семидесятых годах он возглавлял симфонический оркестр Казанской филармонии. Я обратился к нему с просьбой, чтобы он разрешил мне продирижировать концертом, и Рахлин наложил резолюцию: "Такого дирижера не знаю, но пусть попробует". Таким был мой дебют. - Когда вы в первый раз услышали оркестр Светланова, вы могли представить, что когда-то будете руководить им? - Впервые я услышал этот оркестр по радио, это было где-то в начале 1960-х. Понятно, что подобные мысли школьнику вряд ли могли прийти в голову, тем более что я готовился стать скрипачом. Потом мне попались пластинки фирмы "Мелодия" из серии "Выдающиеся исполнители". И вот тогда, послушав, как оркестр под управлением Светланова играет "Симфонические танцы" Рахманинова, я решил, что обязательно буду работать в этом оркестре. Когда я работал в оркестре Большого театра, меня приглашали в различные коллективы, в том числе и к такому мастеру, как Кирилл Кондрашин. Но я всем отвечал, что, если и уйду из театра, только к Светланову. Так оно и случилось, и я под его руководством проработал десять лет артистом оркестра. - А как же вам удалось попасть в светлановский оркестр, который считался одним из лучших в мире? - Это целая история. Начать с того, что, работая в Кишиневской филармонии, я приехал в Москву и там узнал, что в Госоркестр проходит конкурс скрипачей. Я попросил приятеля, чтобы он прислал мне самолетом скрипку, пришел на конкурс, но меня сперва не хотели допустить по банальной причине - нет прописки. Помог бывший соученик, тоже одессит Женя Могилевский, ныне знаменитый пианист. Короче говоря, лично Светланов разрешил мне участвовать в конкурсе, после чего спросил, могу ли я съездить за документами домой? На что я со своей провинциальной простотой ему выдал: "Нет, не могу, потому что в Кишиневе работает такой же народный артист СССР, как и вы". Впрочем, он не обиделся... Но на прослушивании был один из руководителей оркестра Большого театра, который предложил мне работать в нем. После некоторых приключений я туда попал и два года проработал в Большом. Дождался, пока вновь был объявлен конкурс в Госоркестр; на одно место тогда претендовали десятки музыкантов. На комиссии разгорелся спор, но за меня вступился Светланов: "Человек дважды участвовал в конкурсе и дважды всех переиграл". Так сбылась моя мечта. БЫТЬ ДОСТОЙНЫМ ИМЕНИ СВЕТЛАНОВА - Вы считаете себя учеником Светланова? - Нет, но именно Светланов подтолкнул меня к профессии дирижера. Он написал письмо в Министерство культуры СССР с просьбой дать мне возможность учиться на дирижера. Более того, при нем я иногда репетировал с оркестром, готовил те или иные программы. И я очень хотел, чтобы память о Евгении Фёдоровиче была увековечена в названии оркестра. Потому по моей инициативе, с моей подачи, как говорят в Одессе, оркестру в 2004 году присвоено имя Светланова. Для справки. Светланов Евгений Фёдорович (1928- 2002) - выдающийся дирижёр. Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий. С 1965 по 1998 год был художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического симфонического оркестра СССР (с 1991 - России). Уход из оркестра получил скандальную огласку. - Известно, что ваш приход был встречен в оркестре, мягко говоря, без энтузиазма. Тогдашняя дирекция даже собрала пресс- конференцию, на которой, цитирую, "лейтмотивом стала фраза: "Мы ничего не имеем против Марка Борисовича, но он не обладает тем именем, которое нужно Госоркестру..." Причем, как видно из публикаций, эта фраза была самой безобидной из того, что говорилось тогда о вас... Почему же вы все-таки пошли туда, где вас совсем не хотели видеть? - Если говорить честно, то у меня не было большого желания брать этот оркестр. Ведь пришлось оставить свой оркестр, который я создавал, где все было налажено. Я изначально знал, что в Госоркестре против меня будут три группы. Первая - дирекция, которая разворовала все, что можно было разворовать, и понимала, что при мне эта лавочка закроется. Вторая группа - те, кому не хотелось работать. Третья - люди профнепригодные. Качество любого оркестра изначально определяет главный дирижер. Как говорил Фуртвенглер: "У одного дирижера Венский филармонический оркестр звучит, как пожарная команда, а у другого - пожарная команда звучит, как Венский филармонический оркестр". К сожалению, люди, работавшие в оркестре после драматического ухода Светланова, довели его, что называется, до ручки. За эти годы в оркестр попало множество малопрофессиональных музыкантов. О чем говорить, если в середине 1970-х на одно место в оркестре Светланова претендовали в среднем 60 музыкантов, а когда я его взял, было 25 вакантных мест. Первое время мне пришлось избавляться от балласта, что было непросто, поскольку у нас, как, впрочем, и во всем мире, существуют законы о труде, профсоюзы и т. п. Но я никого не уволил, все ушли сами, когда поняли, что халтуры я не допущу. Вот пример. За год до моего прихода в оркестр Мстислав Ростропович повез его в Испанию играть "Ромео и Джульетту" Прокофьева. После гастролей он был очень недоволен, говорил, что оркестр в плохом состоянии. А несколько лет спустя он дирижировал два концерта на фестивале памяти Шостаковича в Баку. По болезни я остался дома, но Мстислав Леопольдович говорил мне такие добрые слова об оркестре, которые я до сих пор боюсь повторить, чтобы не показаться нескромным. - За счет чего удалось добиться изменений? - За счет работы. Мы очень тщательно трудимся на репетициях... - Но ведь говорят, что чрезмерное увлечение репетициями лишает музыкантов свежести восприятия... - Это ерунда, поскольку на самом концерте не может проявиться то, чего не было на репетициях. МОЛОДЕЖИ НУЖЕН СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ - Говорят, что вы предпочитаете брать в оркестр молодых музыкантов. Это принципиальная позиция? - Да. В оркестре, которым я руковожу, есть своя аура, и мне легче взять молодых, талантливых, потерпеть, пока они вырастут, чем переучивать музыкантов старшего и среднего возраста. У нас очень много молодых ребят, и я считаю, что это залог будущего нашего оркестра. Моя задача в том, чтобы, когда настанет время уйти, я мог оставить будущему руководителю достойное наследство, а не такое, какое досталось мне. Оркестр должен иметь в своем составе музыкантов высочайшего класса. - При вашем внимании к молодой смене неудивительно, что вы согласились в 2009 году возглавить Молодежный оркестр СНГ... Для справки. Молодёжный симфонический оркестр СНГ создаётся на конкурсной основе по заявкам и видеозаписям молодых музыкантов (не старше 30 лет) из стран СНГ. Сессия оркестра проводится один раз в год и состоит из репетиционного периода, который проходит в Москве, и гастрольного тура по городам СНГ. - Задача перед нами стояла практически невыполнимая: за десять дней сделать оркестр, который состоит из абсолютно разных людей, с разным уровнем музыкальной подготовки и даже знания русского языка. Но совершенно невероятными усилиями нам это удалось сделать. Очень помогло то, что некоторые ребята уже работали в этом оркестре, познали, с чем едят этот хлеб. Но основной состав - это те, кто никогда еще не выходил на сцены такого уровня, в составе такого оркестра. И надо было добиться, чтобы они, когда увидят полный зал, не задрожали, не зажались. Для этого десять дней в Москве мы репетировали с девяти утра до семи вечера. С репетиции они просто мёртвые уходили. И не могу не сказать спасибо директору Одесской филармонии Галине Борисовне Зицер, что мы здесь получили дополнительные дни для подготовки. - Вы не раз говорили в интервью о падении профессионального уровня музыкантов. С чем это связано? - Не знаю, как в Украине, в России за последние двадцать лет упал профессиональный уровень обучения. В то время, когда я начинал учиться музыке, профессия музыканта была очень престижной. Но с начала 1990-х годов она перестала быть таковой, и трудно даже приблизительно определить, какое количество талантливых людей либо ушли из музыки, либо не пришли в нее и не стали теми, кем могли стать. Причина лежит на поверхности: родители, которые когда-то, во времена профессора Столярского или в послевоенные годы, старались отдать своих детей учиться музыке, вдруг обнаружили, что музыка сегодня "не кормит", и перестали отдавать детей в музыкальные школы. И сегодня мы пожинаем плоды, когда профессора бегают за студентами, чтобы те пришли к ним на занятия. Всё перевёрнуто с ног на голову. - Но ведь в России вроде бы появились президентские гранты и т. п., так что в хороших оркестрах, по крайней мере, можно зарабатывать более или менее нормальные деньги плюс зарубежные гастроли... И все-таки ребят в музыку не тянет? - Проблема ведь не только в деньгах. Разве в Советском Союзе музыканты или преподаватели получали большие деньги? Нет же, они зарабатывали меньше, чем квалифицированные рабочие, но существовал "железный занавес", деваться музыкантам было некуда, вот они и конкурировали друг с другом. Сегодня же конкуренция, по сути, исчезла. Границы открыты, и молодым людям кажется, что если они чуть-чуть умеют играть, то их ждут на Западе с распростертыми объятьями. Но это глубоко ошибочное представление. Никто их там не ждёт, никому они там не нужны. Те, кто уезжает, могут много лет не иметь там работы. А здесь, в связи с тем, что нет конкуренции, нет и творческого прогресса. Так что не в финансовом кризисе дело. Просто нужно, чтобы музыкальное образование вернулось на свой уровень, нужно сделать так, чтобы студенты видели свет в конце тоннеля. Материал подготовил Александр ГАЛЯС.
|
|
||||||||||||||
|