Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 30 (826)
04.08.2006
НОВОСТИ
Культура
Архив
Пережитое
Проблема
Скандал
Криминал
Футбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 30 (826), 04.08.2006

"ТАМ ДОЛГО ЯСНЫ НЕБЕСА"

Так сложилось, что 30 лет назад я оставила Одессу ради города на Неве, который полюбила еще в студенческие годы, когда проходила в нем преддипломную практику, а потом выполняла там же дипломную работу. И так сложилось, что 12 лет назад я оставила Санкт-Петербург ради Одессы, в которой родилась, которую не переставала любить, потому что хотя ленинградцы-петербуржцы скрепя сердце признавали, что "Одесса - это маленький Петербург", но Одесса - это Одесса, это город-автономия, не в административном смысле, а по менталитету, имиджу или, лучше скажем, не пользуясь современной лексикой, по духу, образу мыслей, по образности и пародоксальности языка.

Но в Петербург я езжу ежегодно и часто по возвращении мне хочется рассказать о некоторых тамошних делах, которые, как мне кажется, могут показаться интересными и одесситам.

КОГДА МАРНА СЛИВАЕТСЯ С НЕВОЙ

В белые ночи на Петербург наплывают волны фестивалей. О двух я постараюсь хотя бы вкратце рассказать. Первый из них проходил с 1 по 18 июня. Это X юбилейный международный фестиваль искусств "Сергей Осколков и его друзья".

Бессменный художественный руководитель фестиваля искусств Сергей Осколков в его проспекте написал: "Художник своим искусством признан вновь и вновь напоминать нам, как солнечнен и одухотворен наш мир, как уникально и неповторимо все сущее в нем, и, как мы, живущие в этом мире, должны любить друг друга и радоваться каждому новому дню, подаренному нам Господом".

Площадкой фестиваля стали самые примечательные места Санкт-Петербурга: Смольный собор, Белый зал большого Петергофского дворца, Концертно-выставочный зал Центральной библиотеки Петергофа, Всероссийский музей А.С. Пушкина на Мойке, 12, Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского, Фонд художника Михаила Шемякина, каменное зало (ГМЗ "Ораниенбаум") и др. В том числе Концертный зал Дома композиторов Санкт-Петербурга. Чуть ниже вы увидите, почему я выделила именно этот зал.

Все виды сценических искусств мастеров из разных стран (от ближнего до самого далекого зарубежья) были представлены на фестивале: музыка, вокал, художественное слово, театральные постановки и т.д. Работы художников и фотохудожников, классика и современное искусство, творческие встречи с писателями, режиссерами, драматургами...

Программа настолько обширна, что побывать на всех фестивальных мероприятиях просто немыслимо. Но одно я пропустить не могла. Накануне закрытия фестиваля в Концертном зале дома композиторов прошел концерт, в одном из отделений которого публика смогла познакомиться с творчеством наших одесситов - поэта Игоря Потоцкого и композитора Людмилы Самодаевой (а я смогла обнять земляков и друзей). Игорь читал циклы своих стихов: "Стихи о Париже", "Талый снег", "Кораблик" (я в свое время знакомила наших читателей с этой очаровательной детской книжкой - "Преодоление"), а также с "Одесской рапсодией". Большой интерес публики вызвал цикл стихов "На Марне", переведенный на французский талантливой переводчицей Э. Меркс. Впрочем, публике довелось услышать и сравнить звучание стихов не только в русском и французском варианте, но также в переложении на музыку. Людмила Самодаева исполнила написанные ею "Семь пьес для фортепиано со стихами". Эти музыкальные миниатюры и стали саунд-переложением стихов Потоцкого "На Марне".

"О, Париж" и "Формула дождя" - вот еще два произведения одесского композитора, вызвавшего неподдельный интерес петербургской публики своим нетрадиционным звучанием. Недаром пьесу "Формула дождя" Людмила назвала "Эксперимент для подготовленного фортепиано". В исполнении пьесы помимо традиционного звучания фортепиано была использована перкуссия (выстукивание), струны открытого рояля временами служили как струны щипкового инструмента и звучали то как струны гитары,

то как струны арфы - все вместе создавало неподражаемый эффект.

Еще один фестиваль, привлекший мое внимание - это т.н. "Фестиваль фестивалей", проходивший в доме кино. Но о нем в следующий раз. А в этом материале лишь небольшая информация, которую я озаглавила

ПЕРВОМУ - ТРЕТЬЯ

Матушка Екатерина снабдила Медного всадника надписью: "Петру Первому - Екатерина Вторая".

Валентина Матвиенко - третий по счету мэр Петербурга - на воздвигнутом по ее решению памятнике первому мэру города на Неве Анатолию Собчаку аналогичных надписей не делала, просто отдала дань тому, кто вернул городу его историческое название, кто в годы своего правления сумел преодолеть тяжелый продовольственный кризис, свалившийся на Ленинград (все продукты, кроме хлеба, были по карточкам. К слов сказать, чтобы отоварить мясо-колбасные карточки за какой-то из зимних месяцев, мы с мужем простояли более семи часов в очереди, то же за яичным и молочным порошками и т.д.). Памятник известному политическому деятелю эпохи перестройки (скульптор Иван Корнеев, архитектор Вячеслав Бухаев) установлен на Васильевском острове, где Анатолии Собчак долгое время работал профессором университета и откуда ушел в большую политику.

На каменном цоколе памятника выбиты слова:

"Ни страны,
Ни погоста
Не хочу выбирать,
На Васильевский остров
Я приду
умирать..."

Конечно же, нобелевский лауреат Иосиф Бродский писал эти трагические строки о себе, а не о Собчаке. Но...

Анатолии Собчак вернулся на Васильевский остров, чтобы жить в памяти петербуржцев...

(Продолжение следует.)

Елена КОЛТУНОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.