+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 29 (876), 10.08.2007 "АХ, ОДЕССА МОЯ, НЕНАГЛЯДНАЯ"Композитор Андрей Эшпай лишь недавно узнал о существовании песни, музыку к которой он сочинил полвека назад. Андрей Яковлевич Эшпай - из очень небольшого количества настоящих живых классиков. Народный артист СССР, автор многих известных произведений академической музыки. И мало кто помнит, что в середине 1950-х он, будучи аспирантом Московской консерватории, активно сочинял музыку для кино. Особенно привечали Эшпая на Одесской киностудии: фильмы "Жажда", "Исправленному верить", "Первый троллейбус" и другие - результат сотрудничества композитора и режиссеров студии. Некоторые песни из этих фильмов затем становились очень популярными, например, "Мы с тобой два берега" на стихи Григория Поженяна из фильма "Жажда". Но самой первой работой Эшпая в Одессе был фильм "Повесть о первой любви", который снял режиссер Василий Левин по мотивам одноименной повести Николая Атарова. Сейчас эта картина, в отличие от той же "Жажды", крайне редко появляется на телеэкранах. А для середины 1950-х сюжет фильма казался острым. Вот как передает его современная аннотация: "Старшеклассники Оля и Митя учатся в одном классе. Внезапно умирает мать Оли, и девушка, оставшись на попечении полуграмотной тетки, решает бросить школу. Семья Мити убеждает ее переехать к ним в дом. Участие и заботливое внимание Мити возвращают Оле интерес к жизни. Однако по школе поползли слухи относительно совместного проживания двоих учащихся. В результате молодые люди ссорятся. Но настоящие друзья и родные Мити помогают влюбленным разобраться в своих чувствах". Впрочем, интерес у зрителей вызывала не только коллизия, но и участие в фильме отца и сына Столяровых - прославленного Сергея Столярова и дебютанта Кирилла. Для этого фильма Эшпай сочинил песню "Отчего, почему, и не знаю сам, я поверил твоим голубым глазам" на слова модного в ту пору поэта-песенника Владимира Котова. Как ни смешно это смотрится сегодня, но абсолютно невинная песенка звучала за кадром в эпизоде гульбы "золотой молодежи", т.е. как бы характеризовала отрицательных героев. Впрочем, зрители на это обстоятельство не обратили ни малейшего внимания и песня в исполнении Владимира Трошина стала очень популярной. Было издано множество пластинок с ее записью. Кстати, сам исполнитель считает эту песню одной из самых любимых, хотя им было спето более тысячи песен. Но параллельно с "Отчего, почему" начали выходить пластинки с песней "Ах, Одесса моя, ненаглядная" на ту же самую мелодию Эшпая, более того, на слова того же самого Котова. Исполнял ее Леонид Утесов, и с его голоса эта песня стала одним из музыкальных символов нашего города. Меня уже давно интересовал вопрос: а какая из этих песен была первичной? Но как найти ответ? Ведь из тех, кто имел отношение к ее созданию, жив только композитор, и тот - далече. А ни в одном из многочисленных своих рассказов и интервью Леонид Осипович Утесов этой темы почему-то не касался. И вот совсем недавно эта загадка разрешилась благодаря Александру Степанову, нашему известному музыканту и организатору популярного фестиваля юных талантов "Звездочка". Я узнал, что мой давний приятель собирается в Москву на встречу с Андреем Эшпаем. Дело в том, что у композитора есть Концерт для саксофона сопрано, который вошел в репертуар дочери Александра Анны Степановой - уникальной певицы-саксофонистки. Это произведение она исполняет вместе с пианисткой Марианой Лакарен (дуэт "ANIMA"). И вот одесситок пригласили исполнить это сочинение на московском радио "Культура", где выходит проект "Музыкальные редкости". Естественно, я не мог не попросить Александра узнать у композитора, как родилась песня "Ах, Одесса моя". Рассказ Эшпая был совершенно неожиданным. Оказывается, композитор не имел представления о существовании одесского варианта своей давней мелодии. Он вспомнил, что полвека назад к нему обратился Утесов с вопросом, не будет ли он возражать, если на мелодию "Отчего, почему" будут написаны другие слова. Эшпай, естественно, согласился, но, поскольку был по уши загружен работой, как- то позабыл об этом разговоре. И лишь сейчас, с подачи одесситов не без удовольствия прослушал старую утесовскую запись. Конечно же, одесские гости подарили автору диск с "новообретенной" им песней, получив в ответ альбом его сочинений с автографом и партитуру Концерта для саксофона. А потом был концерт в радиоэфире, который вел джазовый критик Дмитрий Ухов и в котором принимали участие народный артист СССР Андрей Эшпай и народная артистка России Маргарита Шапошникова, первая женщина-саксофонистка в СССР, ныне профессор, у которой, кстати, прошла курс обучения Анна Степанова. В студии присутствовали около 200 зрителей, в том числе советник по культуре Посольства Украины в Российской Федерации Ольга Дарибогова. Концерт Эшпая дуэт "ANIMA" исполнил с большим успехом. Композитор выразил надежду, что это произведение услышат и в Одессе, с которой у него связано немало прекрасных воспоминаний, в том числе музыкальных... Такая вот неожиданная история рождения одной из самых известных "одесских" песен. Александр ГАЛЯС. На фото: Анна Степанова,
|
|
|||||||||||||||
|