+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 23 (1512), 6.08.2020 КОЛЛЕКЦИЯ ПОПОЛНИЛАСЬ СОСУДОМ ДЛЯ АЛКОГОЛЯБогатая коллекция Музея западного и восточного искусства недавно пополнилась японским керамическим сосудом для саке. Это дар и. о. директора музея Игоря Пороника. Для начала напомним, что саке — национальный японский алкогольный напиток, во вкусе которого могут присутствовать хересные и приятно-горьковатые тона, нотки винограда, яблок и бананов. В лучших сортах саке встречается вкус вызревшего сыра, соевого соуса и свежих грибов. Саке настолько непохож на традиционные европейские виды алкоголя, что даже отнесение его к какой-либо группе алкогольных напитков весьма затруднительно. Саке нередко называют рисовой водкой или рисовым вином, что, однако, неверно, поскольку у этого напитка совсем особая технология приготовления. Считается, что варить саке японцы начали около двух тысяч лет назад. Долгое время саке производился лишь при императорском дворе и в синтоистских храмах, однако в средние века его стали самостоятельно варить деревенские общины. В те времена технология изготовления отличалась от современной — рис пережёвывали во рту и сплёвывали в специальные ёмкости, где происходило брожение. Позднее был найден особый вид плесневого гриба — кодзи, который стал применяться вместо слюны для инициации процесса брожения. В XVII веке саке начинают производить в больших объёмах на продажу. Саке пьют из особой посуды как охлаждённым (до 5 °C), так и подогретым — до 60 °C. Главное правило: "Хороший саке пьют холодным. Плохой саке — тёплым". Это говорится потому, что при нагревании саке весь богатый аромат и вкус притупляется или вовсе исчезает. Вот почему так важно, из какой посуды пить саке. Сосуд, который вошел в коллекцию музея, создан в особой технике Кутани. Как объяснили музейные эксперты, Кутани — одна из наиболее известных в Японии техник декора фарфора и керамики, которая заключается в надглазурной росписи изделия красками пяти цветов: красного, желтого, синего, зеленого и темно-фиолетового. Традиция росписи в стиле Кутани появилась более трехсот лет назад и продолжает пользоваться большим спросом и популярностью в Стране Восходящего солнца, хотя по сей день почти не известна в других странах. История этой керамики начинается в 1655 году, когда на территории провинции Кага, в деревне Кутани во время раскопок золотого рудника была обнаружена керамическая глина. Тогда Маэда Тосихару, первый правитель княжества Дайсёдзи, заинтересовался находкой. Он приказал Гото Сайдзиро, работавшему мастером по металлу на руднике, отправиться в город Арита провинции Хидзэн, чтобы позже, применив полученные там знания о ремесле керамики, развивать гончарное производство в деревне Кутани. А тот в процессе обучения выведал технологию, что способствовало появлению фарфора Кутани. В 1807 году, практически сто лет спустя после загадочного закрытия первой печи в Кутани, было решено восстановить производство керамики. Был нанят рисовальщик Иида Хатироэмон, который стал основателем стиля Хатиродэ, или Иидая. В стиле Иидая использовалась роспись красным по белому фарфору с орнаментальными мотивами золотом. Черепок фарфора и в то время не отличался белизной, но в сочетании с красной и золотой красками — этот "дефект" не требовалось маскировать. Изделия Хатироэмона отличаются тонкостью линии и детализацией декора — цветы и птицы, разнообразные растительные и геометрические орнаменты, пейзажи, бытовые сценки. Наряду с чашами для чая и утвари для чайной церемонии создавались сосуды для сакэ, один из которых и презентовал Игорь Пороник музею. На донышке этого сосуда есть надпись: "Микава Утизо" — вероятнее всего, это имя владельца. В свое время в Японии существовала такая традиция — подписывать сосуды для саке. Сотрудники Музея западного и восточного искусства сообщили, что благодарны за любую помощь в сохранении культурно-исторического наследия города и страны, а также поддержку отдельных реставрационных, исторических и художественных проектов музея.
|
|
|||||||||||||||||
|