+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 18 (1362), 26.05.2017 МАГИЯ ПРОШЛОГОЗвуки и ароматы (Продолжение. Начало в № 16-17.) Выйдите на берег Тежу. Если не знать, что это река, то создается полное впечатление приморского вида. Мощная волна бьет в скованные гранитом берега, выплескиваясь на широкую набережную. И висящие в воздухе невидимые капельки влаги знакомо пахнут морем и водорослями. Город расположен недалеко от устья полноводной реки, впадающей в Атлантический океан. У причалов местного порта глубина такая, что здесь свободно швартуются новейшие океанские лайнеры-гиганты длиной в три футбольных поля. Район пассажирского порта давно превращен в место развлечений. Старые портовые пакгаузы переоборудовали в рестораны и клубы. Аромат всяческих морепродуктов витает над деревянными мостками. Если вы вышли к реке через площадь Коммерции, то наверняка не только увидите огромную темную конную статую в центре, но и обратите внимание на целую галерею заведений общепита, которые в хорошую погоду обслужат вас под разноцветными тентами, предложив все, что можно придумать. Здесь и японские деликатесы, и китайские загадочные блюда, и наполняющие воздух терпким ароматом пряностей мексиканские угощения. Можно найти традиционные итальянские пасты и пиццы, другие средиземноморские яства. Нас заинтриговал ресторанчик под названием "Музео де сервеса" (то есть Музей пива). Не то чтобы мы были фанатами пенного напитка. Понравился необычный интерьер, портрет культового португальского футболиста 60-х годов прошлого века Эусейбио и выложенные во льду обитатели моря. Зал Музея пива был полон, меню оказалось скромным. На выручку пришел метрдотель, очень похожий на все того же Эусейбио. Предложил не значившуюся в меню дорадо в соли и посоветовал... не брать закуски. Когда через некоторое время наш советчик вновь появился из служебного помещения, за ним катили столик на колесиках с подозрительного размера подносом. Метрдотель ловко снял с запеченной рыбины соляной панцирь и элегантно разложил еду по тарелкам. Порции оказались такими огромными, что мы едва справились. А на блюде оставалась еще часть рыбы. Вкус и запах были превосходными. Взяли немного добавки, но все не осилили. Наш Эусейбио выглядел еще более довольным, чем мы... Когда на следующий день мы снова пришли сюда и попросили повторить заказ, нам сообщили, что сегодняшний улов совсем иной. Предложили другую живность. Не менее вкусную. Из этой истории мы поняли, что меню там скорее для порядка, ибо никто не знает, чем порадует улов завтрашнего дня. На улицах Лиссабона то и дело раздается веселое треньканье старых трамваев и скрежет тормозов на рельсах. Кроме № 28, на котором мы забрались в самые укромные уголки столицы, здесь есть много других маршрутов. Но только, пожалуй, два легендарных. Один из них - фуникулер Глория. Мы нашли его сразу же за углом от нашего отеля. Фуникулер стартует из переулка возле площади Реставраторов и натужно тащится на холм в верхний город. Там можно выйти на смотровую площадку Сан-Педро ди Алькантара и обозреть старые кварталы. Дистанция пробега - каких-то 260 метров. Но желающих воспользоваться этим экзотическим транспортом хоть отбавляй. С утра до вечера. Глорию запустили в 1885 году, и фуникулер оказался одним из первых в Европе. Работал на системе противовесов, позже на паровом двигателе и только сто лет назад был электрифицирован. Его звонки и скрежет слышны издалека. По дороге к реке вы наверняка обратите внимание на необычную конструкцию на улице Санта-Жушта. Это лифт, имеющий такое же название. Его соорудили на рубеже ХIХ и ХХ веков, чтобы облегчить горожанам подъем по крутому склону высотой около 30 метров. Так это чудо техники и работает свыше ста лет, поднимая в двух своих отделанных деревом просторных кабинах по два десятка человек в каждой. Лифт не тарахтит и на возраст не жалуется. Вблизи слышны только тихое жужжание двигателя и гомон радостных пассажиров. Скажу честно, во время нашего первого визита в Лиссабон попробовали вкуснейшие пирожные в старинном кафе в центре. И так они запали нам в душу, что очень хотелось найти заведение и повторить заказ. Название кафе не запомнили. Да и не предполагали тогда, что снова вернемся сюда. Трудно передать, как мы обрадовались, обнаружив искомое заведение на противоположной от нашего отеля стороне площади Реставраторов. Сначала не поверили такой удаче. Пирожные выпекали и наполняли изумительным кремом прямо на глазах у публики. В старинном помещении во всю стену красовалась картина в стиле азулейжуш. Поскольку набрели на кафе в первый же день приезда, то лакомились пирожными паштел-де-ната регулярно. Для нас это тоже одна из достопримечательностей Лиссабона... Время не безразмерное и ноги не железные. Изрядно походив по португальской столице, мы поняли, что не увидели в ней еще многого. И потому не стану раздавать советы. Ведь для любителей уникальных храмов здесь найдется много красивых мест. Любители музеев тоже без дела не останутся. При этом напомню, что специфика Португалии такова: в столице не находятся важнейшие религиозные и студенческие центры, другие важнейшие исторические места. Все они в других городах к северу страны. И о них - отдельный разговор...
Студенческая вольница Из столицы выехали утром. Довольно быстро проскочили оживленные городские кварталы и по проложенной на север трассе двинулись в город с загадочным названием Коимбра. Отдам должное дорогам Португалии. Эта небольшая и не очень богатая страна взялась провести финал европейского футбольного чемпионата 2004 года. Конечно, здесь очень любят игру миллионов и умеют не только болеть, но и воспитывать мастеров мирового класса. Для знатоков назову только несколько имен португальского футбольного иконостаса: Эусейбио (лидер команды, ставшей бронзовым призером чемпионата мира в Англии), Луиш Фигу и Криштиану Роналду, признававшиеся лучшими игроками континента, Жозе Моуриньо, выигравший на тренерском посту все возможные клубные титулы. Список можно продолжить. Но вернусь к дорогам. К тому чемпионату страна с помощью партнеров по ЕС позаботилась об улучшении инфраструктуры. И прекрасные дороги приносят не меньше положительных эмоций, чем зрелищные матчи. Нам предстоял путь в две с лишним сотни километров. Предполагали преодолеть их часа за полтора-два. Но вмешалась погода. Хотя дождь шел с ночи, временами он переходил в такой ливень, что метавшиеся по лобовому стеклу щетки не успевали разгребать потоки воды. Приходилось притормаживать, чтобы видеть неясные контуры машин и изгибы шоссе. Когда подъехали к Коимбре, ливень перешел в нудный моросящий дождик. Мы катили вдоль реки Мундегу по направлению к центру. На просторной парковке на набережной свободных мест оказалось достаточно. Мы запаслись дождевиками с капюшонами и зонтами. По другую сторону дороги высилась крепостная стена. На небольшой площади, от которой вела вверх мощеная булыжником улица, стояло старинное здание банка. Вдоль улочки тянулись вереницы магазинчиков и кафе. Людей было мало. Кстати, все население Коимбры составляет всего-то сотню тысяч человек. Мы присели выпить кофе, и молодой человек, обслуживавший нас, неожиданно заговорил по-русски. Оказался узбеком. В свое время приехал сюда учиться. Задержался. Получил вид на жительство, но один-два раза в год ездит домой. Он так и не решил, где же ему остаться жить. Рассказал, что в несезон (а это больше, чем полгода) туристов мало и заработков тоже. Студенты, которые в Коимбре составляют большую часть активного населения, - народ небогатый. Они сами ищут возможность заработать. Правда, если гуляют, то до упаду. Особенно выпускники и первокурсники, только поступившие в знаменитый местный университет. Впрочем, мы и заехали в Коимбру в первую очередь ради знакомства с ее гордостью - одним из старейших вузов Европы. На самом деле он был основан в 1290 году в... Лиссабоне, но уже в 1308-м перебрался в Коимбру. Потом был еще один период перемещения в столицу, но по указу короля Жуана III университет окончательно вернули на север. Для более комфортного размещения монарх передал свой дворец. Старинный комплекс зданий с невысокой колокольней и сегодня исправно выполняет свои функции. А во внутреннем дворике в память о дарителе стоит довольно скромная статуя коренастого бородача Жуана. Слева от главного корпуса в ХVI веке был сооружен храм святого архангела Михаила. Без молитвы в те времена не обходились ни учение, ни работа, ни творчество. Все это хорошо сохранилось до наших дней. Интересно, что университетская колокольня выполняла вполне житейские функции: звон колокола извещал о начале и окончании занятий. Часов, мобильников и прочих гаджетов у средневековой молодежи не водилось. Хотя проказничали студенты регулярно. То обвязывали колокол так, чтобы он звуки не издавал и не будил рано утром. А однажды даже умудрились утащить колокол с башни, сотворив серьезный скандал. Наверняка - с отчислением заговорщиков... На протяжении веков университет Коимбры оставался единственным в стране. Неудивительно, что из его стен вышли многие уважаемые португальские ученые, политики, писатели. Вуз и сегодня остается престижным заведением, в котором чтут традиции и с радостью принимают на обучение молодежь из других стран. Все главные достопримечательности города расположены на холмах. Идти к ним пришлось вверх по крутым подъемам, вымощенным крупным булыжником. Под дождем он становится скользким. Узкие тротуары шли почти вровень с проезжей частью. Весь старый город казался музеем под открытым небом. Между старым и новым кафедральными соборами Коимбры всего каких-то несколько сотен метров и - целая эпоха. Старый начали сооружать еще в середине ХII века, и, как водится, он больше похож на фортификационное сооружение с башнями, бойницами и толстыми стенами. Новый собор, строительство которого шло медленно и с перерывами, торжественно открыли в конце ХVII века. Тут уже совсем другая архитектура. Более изящная, со множеством скульптур на фасаде. Между этими соборами находится бывший епископский дворец, ставший в наши дни музеем. Возникает резонный вопрос: откуда в маленькой Коимбре такое количество исторически значимых мест? Дело в том, что некоторое время город был столицей Португалии. Здесь родились с полдюжины королей. Вот почему монархи выделяли эту территорию, ставшую теперь одним из мест паломничества любопытных иностранцев... (Окончание следует.) Аркадий РЫБАК. Фото автора.
|
|
|||||||||||||||||||
|