Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 18 (865)
18.05.2007
НОВОСТИ
Культура
Среда обитания
Архив
Море
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 18 (865), 18.05.2007

ФЕСТИВАЛЬ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

(Окончание. Начало в №№ 15-16.)

УКРАИНА. ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ И...

Парадоксально, но факт – шесть фильмов об Украине, четыре из которых связаны с историей страны, сделаны за рубежом.

Начнем с фильма, которым открывался фестиваль: "Пан Пилипенко та його п?дводний човен" был снят двумя немецкими режиссерами Яном Древсом и Рене Гардером, случайно прослышавшими о том, что в степном украинском селе живет мечтатель, который в течение 30 лет из металлолома и старых запчастей мастерил подводную лодку, чтобы увидеть подводный мир. И таки смастерил и собирается испытывать ее сначала на пруду, а затем и на море, куда он доставит лодку на допотопном зерновозе. Картина имела большой успех, смотрели, затаив дыхание и переживая: доедет, не доедет, потонет, не потонет... А когда после просмотра на сцену вызвали самого Владимира Пилипенко и его жену Анну, зрители были окончательно покорены.

Второй день принес еще два сюрприза: внеконкурсный польский фильм Ежи Гоффмана "Украина. Рождение нации" (2-я и 3-я части) и "Помаранчева зима" Андрея Загданского, вошедшая в конкурсную программу зарубежных фильмов. Второе может показаться удивительным, если не знать, что киевлянин Андрей Загданский живет и работает в США. Правда, свой фильм он смонтировал из материалов, предоставленных ему украинскими операторами, снимавшими Майдан во время "оранжевой" революции. Яркий, красочный фильм Загданского импонирует непредвзятостью авторской позиции. Это фильм о "Майдане" – не площади, – а форуме, на котором собрались люди, осознавшие себя гражданами. Загданский приводит интересные параллели. Эти параллели режиссер увидел в том, что начало "оранжевой" революции совпало с постановкой в Киевском оперном театре "Бориса Годунова" Мусоргского, где главные действующие лица – это власть, народ и случай. Победе "оранжевых" сопутствует музыка к третьему акту оперы Верди "Травиата", которая как раз в это время шла в Киевской опере. Документальные кадры, на которых построен фильм, монтируются со сценами из названных опер и кадрами из фильма Довженко "Земля", иллюстрирующими надежды, чаяния и заблуждения народа.

Что касается фильмов Ежи Гоффмана (первая часть "От Руси до Украины" была два года назад показана на кинофестивале "Молодость" и вызвала бурные дискуссии), то они были восприняты с интересом, но на этот раз спокойно. Исторические изыскания режиссера, опирающегося на работы крупных украинских историков и на хроникально-документальные кадры, показались убедительными. Поэтому вопросы касались трудностей отбора материала (в работе над фильмами "Украина или Малороссия" и "Навеки вместе" в распоряжении режиссера было 15 тысяч кадров) и срока окончания четвертой части тетралогии. Учитывая, что вначале планировалась трилогия, а история не стоит на месте, ваш корреспондент задала вопрос, не возникнет ли желание и необходимость снять пятую часть? На что пан Ежи возразил, что, мол, пора самим украинцам делать фильмы о себе, о своей истории.

Если Ежи Гоффман постарался охватить всю историю Украины со всеми ее светлыми и темными периодами, а Загданский выделил зиму 2004 года, то российский режиссер Павел Понамарев-Мандель обратился к одной из самых трагических страниц украинской истории, к голодомору 32-33 годов. "Голодомор во лжи" – так назвал он свой фильм. Ложь была в том, что Советское правительство тщательно скрывало катастрофическое положение, искусственно созданного голода в Украине, и в этом ей помогал известный американский журналист Уолтер Дюранти, который за свои статьи о Советском Союзе пользовался привилегиями в Москве и, более того, получил даже высшую журналистскую награду – Пулитцеровскую премию. Нашлись мужественные иностранные журналисты, которые, рискуя собой, сумели в конце концов передать правдивые материалы. Но Дюранти постарался выдать их за клевету против молодого социалистического государства. В свое время даже звучали требования отобрать у Дюранти звание Пулитцеровского лауреата, но Пулитцеровский комитет отказал, ссылаясь на регламент. В картине много страшных документальных кадров и не менее страшных (для тех, кто узнал правду) сюжетов из бодрых советских киножурналов на тему: "комсомольцы находят спрятанное зерно"... Фильм комментируют Познер, Леонтьев и Рой Медведев.

Последней из этой шестерки фильмов о событиях в Украине, увиденных чужими глазами, стала внеконкурсная кинолента "Семеро моряков с "Одессы", снятая итальянскими режиссерами Леонардо ди Констанцо и Бруно Оливьеро. Одесситам не надо объяснять, о чем речь. Все помнят историю моряков с арестованного в Неаполе судна, на котором им пришлось прожить почти пять лет. Все эти годы итальянцы довольно регулярно проводили съемки, но, как сказал присутствующий на просмотре капитан "Одессы" Владимир Лобанов, "это их взгляд на события".

Несколько слов о самом Международном кинофестивале документального кино "КОНТАКТ". Он проходил в Киеве с 14 по 20 апреля. Участие в фестивале приняли 25 стран. За время фестиваля было продемонстрировано 82 фильма. Из них в национальной конкурсной программе приняли участие 20 кинолент, созданных украинскими режиссерами (3 полнометражных и 17 в коротком метре), 34 фильма вошли в международную программу (16 в полном и 18 в коротком метре). Кстати, 6 картин украинских режиссеров вошли и в национальную, и в зарубежную программы. Соответственно на фестивале работало два жюри: национальное и Международное. В каждом конкурсе предполагались три премии: Гран-при, за лучший полнометражный фильм и за лучший фильм в коротком метре, а также дипломы.

О части премий уже говорилось выше, назовем остальные. Национальное жюри не нашло в национальной конкурсной программе фильма, достойного Гран-при. Премия за лучший полнометражный фильм национальной программы была присужден ленте Александра Фролова и Виктора Шкурина "Диссиденты". В рамках интервью с Линой Костенко и Левко Лукьяненко воссоздаются образы выдающихся украинских деятелей эпохи Красного ренессанса в Украине 20-х – 30-х годов. Фильм участвовал также в международном конкурсе, жюри которого отметило эту ленту специальным дипломом.

Специальными дипломами национального жюри были награждены фильмы молодых режиссеров: "Люди с земли" Ю. Лещинской (о людях, торгующих своим нехитрым урожаем), "Приют" Д. Савицкого (о приюте для бездомных животных) и "Луковица" Я. Хрясти и С. Гавришкевича (об умирающем селе).

Елена КОЛТУНОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.