+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 13 (860), 13.04.2007 РОДИТЕЛЬСКИЙ ФОРУМ: КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?Разрешить эти вечные вопросы намерены организаторы форума под названием: "Семья и школа партнерство ради детей" представители управлений образования и здравоохранения Одесского горсовета, председатель депутатской комиссии по науке и образованию Лидия Голубенко, активисты родительских комитетов. Они задались высокой и сложной целью помочь осознать юному поколению, что надежней, чем знания, капиталовложений им не найти, помочь детям понять, для чего им так нужно изо всех сил стараться усвоить "неусвояемое", предлагаемое им со страниц нелепых учебников; для чего надо знать языки (не один, а много); для чего надо беречь свое зрение, выбирая в интернет-клубе между игрой "в стрелялки" и освоением новой программы; и, наконец, попытаться создать им для этого все условия. То есть в масштабах города делается попытка решить государственную проблему: почему наши дети с каждым годом демонстрируют все более низкие знания? Отчего 90 % выпускников страдают хроническими заболеваниями? Как изменить ситуацию, при которой, гонясь за статистикой, учитель все меньше способен видеть в ребенке личность? И кто, наконец, может сейчас рассмотреть личность в самом учителе? Это лишь коротко, "по касательной" очерченный круг вопросов, на котором образовалась проблема. Разгрести весь ворох на форуме, ясное дело, не удалось: состоялось только установочное мероприятие, на котором был, в частности, избран городской родительский совет. Начальник городского управления образования и науки Наталья Савельева обозначила роль совета как центра, аккумулирующего мнения и предложения от родителей по разным вопросам, и предложила создать при школах комиссии доверия и согласия. Если верить результатам анкетирования, проведенного перед форумом, большую часть родителей волнуют в первую очередь вопросы, связанные со здоровьем ребенка, платить которым за образование они не намерены. А здоровье зависит от психологического комфорта не меньше, чем от еды или количества уроков по физкультуре (вопрос о качестве при этом отдельный). С другой стороны, какая мотивация обучения может быть у наших детей, если 44 % безработных, состоящих на учете в областном центре занятости, молодые люди, выпускники школ и вузов? Если из 16 тысяч выпускников высших учебных заведений области, получивших дипломы в прошлом году, 60 % не собираются работать по специальности, остальные не могут себя реализовать, поскольку работодателям нужно совсем не то, чему их учили в школе и вузе? Два "горячих" микрофона, установленных в партере Русского театра, где проходил форум, были раскалены от эмоций, в трехминутный регламент не уложился почти никто. В каждом частном вопросе слышалась общая боль старшего поколения, которое некому будет достойно сменить, если ситуация в отечественном образовании не изменится кардинально, и поколения юного, которое вправе сказать: что же вы нас не научили, не защитили перед такой жизнью? Остается следовать мудрости: глаза боятся, а руки делают. Поэтапно и медленно, но изменять подход к обучению все же придется, несмотря на узкий загон, в который вгоняют нас тесты; на загруженную программу, бессистемную и немотивированную. Накопившуюся агрессию у детей одному штатному психологу нейтрализовать трудно. Противостояние учителя и родителя за одну встречу на сотрудничество не заменить. Агрессивно сегодня все общество, ведь навязываемые Западом правила игры не всегда отвечают нашей природе, ментальности (именно так, например, обстоит дело с поголовным тестированием). В то же время от Европы нам никуда не уйти. Сохранить свое лучшее, не растворившись в чужих традициях, искусство, требующее от работников образования, от родителей многого. Первый шаг к этому объединение их усилий и пытался сотворить форум. О результатах рано судить: все вопросы были записаны и переданы, как водится, "в президиум". Мы сегодня не на форуме, а на уроке, подвела итог Лидия Голубенко депутат, мама, декан, председатель комиссии... А мне вспомнилась философская повесть Голдинга "Повелитель мух", в которой дети, оказавшиеся без взрослых на острове, учатся выживать и жить. И младшие, шестилетки, автоматически воспринимают взрослым 12-летнего неформального лидера, которому самому очень страшно и холодно, но нельзя подавать вида: ведь он старше всех, и он отвечает за "маленьких"... Ирина ДЕНИСОВА.
|
|
||||||||||||||
|