+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 10 (1403), 30.03.2018 МАСТЕР-ЛИЦЕДЕЙПятого апреля исполняется 90 лет со дня рождения народного артиста Украины Семена Крупника. Любой актер - так или иначе - лицедей; то есть, "изображающий лицо кого-либо другого". Одни это делают лучше, другие хуже, некоторые - избранные - блестяще. Семен Крупник принадлежал к последним - избранным. Отсюда - его страсть к внешним изменениям, к форме. Не случайно он обожал цирк и не пропускал ни одной новой цирковой программы, наслаждаясь неподдельным профессионализмом представителей этой профессии. "У нас, если не доиграл, тебя простят. А тут, если что сделаешь не так, - разобьешься": этим сравнением он подчеркивал примат мастерства. С. Крупник не терпел приблизительности, недоделанности, над любой своей ролью работал так, как токарь шлифует деталь. Сравнение это - не случайно, ибо именно токарем вошел в свою трудовую жизнь будущий народный артист Украины. Знаменитый одесский фотожурналист Михаил Рыбак как-то стал свидетелем такой сцены. Артисты театра выступали на заводе радиально-сверлильных станков с шефским концертом. После концерта завязался разговор с рабочими и С. Крупник упомянул, что после окончания техникума в подмосковном городе Ступино более двух лет работал токарем на местном авиационном заводе. "- А теперь можете включить, подготовить к работе станок? - поинтересовался с ехидцей кто-то из маститых токарей. - Могу даже выточить деталь вам на память, - принял вызов артист. А когда ему вручили металлическую болванку и чертеж, Крупник спокойно подошел к токарному станку и уверенно приступил к работе... Готовую деталь рассматривали со всех сторон токари разных поколений и даже мастер участка, а потом замеряли штангелем, цокали языками, пожимали руку своему "коллеге". - Да, сработано отлично..." Наверное, отсюда, от первой профессии, и стремление к точности, выверенности каждого сценического движения, что всегда отличало этого мастера. Актерское амплуа Семена Крупника определило его рост. Играть героя-любовника с ростом "за метр девяносто" достаточно затруднительно, зато прямая дорога в "простаки". Парадокс, однако, заключается в том, что первые его роли в первом его профессиональном театре "закрытого" города Озерск (Челябинск-40), были отнюдь не комедийные - Игнатов в "Тане", Тихон в "Грозе" вплоть до "рыцаря революции" Дзержинского. Но, попробовав себя в комической роли Сусика (оперетта "Трембита" Ю. Милютина), Семен понял, что именно в этом жанре - его призвание.
Первой ролью С. Крупника в новом коллективе стал ввод в спектакль "Поцелуй Чаниты", причем новичку предстояло дублировать самого М. Водяного. Местные театралы встретили эту новость с иронией, но скепсис быстро сменился признанием. С тех пор ему не раз приходилось играть "в очередь" с М. Водяным, и всегда это были два абсолютно непохожих персонажа. Сильнейшей стороной С. Крупника была редкостная пластическая свобода, с которой он вел свои роли. "Когда говорят: играет Семен Крупник, прежде всего вспоминаешь какой-то пластический мотив. Целую фразу, сказанную движением, - писали об актере в журнале "Театр". - Сочиненная им пластическая партитура во многих спектаклях может считаться сценическим текстом, "на равных" существующим с текстом словесным". Именно так была сыграна одна из самых броских ролей артиста - французский консул Энно ("На рассвете"). Он появлялся во главе колонны солдат - каскетка, усики, бравая поступь солдафона - и еще до того, как артист произносил первую фразу, выявлялся характер напыщенного верзилы, упоенного собственным величием. "Канканное вихляние" - так определила Н. Аркина стиль, в котором С. Крупник изображал своего незадачливого героя. Апофеоз этого стиля - сцена неудавшегося самоубийства: Энно наполнял бокалы (якобы с ядом), пел куплеты о том, что "без румян и пудры политика ничто" ("что-то вроде малого канкана" - писала театровед), затем выпивал оба бокала и "диким, шальным, кабацким плясом... доводил до точки кипения сценическое действие". Не менее эффектной была пляска боцмана Обертуцкого ("У родного причала"). "У Крупника руки-ноги колесом ходят, замысловатые "коленца", дробные "дорожки", упругие, размашистые завихрения сливаются в отчаянный танцевальный галоп...". Неискушенным зрителям, восторженно реагировавшим на эксцентрические пляски С. Крупника, могло казаться, что им ведет вдохновение. Но за выплесками актерской фантазии стоял труд, поиск и шлифовка номеров, доведение их до блеска. Народный артист Украины Олег Школьник вспоминает, как готовил С. Крупник роль Пикелли в "Прицессе цирка": "Эта роль - вообще ничего. Но из этого "ничего" он сделал главную роль в спектакле. Крупник три месяца ходил в цирк, учился цирковым трюкам и на сцене делал их вполне профессионально". Но какие бы "коленца" не выбрасывал артист, как бы ни были эффектны его танцевальные номера или цирковые трюки, они всегда точно отвечали характеру роли. Потому и удалась ему главная роль в мюзикле "Человек из Ламанчи", где актер, не отбрасывая эксцентрическую форму, поднимался до высот трагедии. Именно после этой роли С. Крупник удостоился "персональной" статьи в журнале "Театр"; для артиста из провинции - случай редкостный. На одесской сцене Семен Крупник сыграл множество ролей, но едва ли не самой популярной стала его "внетеатральная" роль; строго говоря, даже не роль, ибо более двух десятилетий артисту довелось изображать... памятник Дюку - Ришелье. "Семен Самойлович удивительно подходил для этой роли, - считает телеведущая Марина Жуковская. - Он стоял на сцене, изображая известный памятник, оживал, пел, вступал в диалоги...". С 1987 года и до самой смерти актера не было практически ни одного городского праздника, в котором не принимал бы участие "оживший" Дюк в обличие Семена Крупника... В апреле 1993-го, к 65-летию, Семен Самойлович Крупник был удостоен звания "Народный артист Украины", став первым из одесситов "народным" независимого украинского государства. Материалы полосы подготовил Александр ГАЛЯС. На фото: - кадр из фильма "Вторжение"; - в роли Дюка.
|
|
|||||||||||||||||
|