+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 09 (1541), 8.04.2021 ЛУЧШАЯ ЭЛИЗА ДУЛИТТЛСотни актрис во всем мире играли Элизу Дулиттл в спектаклях по пьесе Бернарда Шоу "Пигмалион". На одной только советской сцене нетрудно насчитать несколько десятков исполнительниц этой роскошной роли. Но лучшей из них считается Дарья Зеркалова, 120 лет со дня рождения которой исполнилось 1 апреля. Дарья Васильевна Зеркалова (настоящее имя — Дина Дебора) родилась 1 апреля 1901 года в селе Анатольевка Одесского уезда Херсонской губернии (ныне — Березанский район Николаевской области). По происхождению гречанка. Будучи 14-м ребенком в семье, она вынуждена была бросить гимназию, и неизвестно, как бы сложилась ее судьба, если бы не случайная встреча на одесской улице с известным провинциальным трагиком Алексеем Харламовым. Он предложил 13-летней девочке сыграть роль Анютки в гастрольном спектакле "Власть тьмы" по пьесе Л. Н. Толстого. После окончания своих гастролей Харламов дал Дине рекомендательное письмо к А. Сибирякову, владельцу известного одесского театра (ныне в этом здании находится Украинский театр им. В. Василько). Несмотря на гнев отца, Дина поступила в театр, играла в массовке, стараясь освоить приемы знаменитых актрис Е. Рощиной-Инсаровой, Е. Полевицкой, В. Юреневой. Поскольку свои роли она готовила, как правило, перед зеркалом, отсюда и сценический псевдоним — Зеркалова. Вскоре юную актрису заметил другой знаменитый трагик — Павел Орленев, благодаря которому Зеркалова получила свои первые крупные роли. Она стала весьма популярной в Одессе, гастролировала по Украине, имела оглушительный успех в амплуа инженю (роли невинных, простодушных, обаятельных девушек). Харьковская газета "Вечернее радио" писала, что "Зеркалова — редкое и многообещающее явление на сцене". В середине 1920-х актриса впервые переехала в Москву, но там ее карьера не сложилась. Существует легенда, будто Зеркаловой заинтересовался Всеволод Мейерхольд, однако дальше разговоров дело не пошло. Да и вряд ли этот творческий союз мог состояться. Зеркалова была актрисой того же амплуа, что и жена Мейерхольда Зинаида Райх, а в этом театре "звездой" могла быть только она. Но, как говорится, не было бы счастья... Зеркалова вернулась в Одессу, где под влиянием критики пересмотрела репертуар, начала играть в пьесах советских драматургов А. Файко, Н. Погодина и других. В 1920-х годах она снималась в кино на Одесской кинофабрике. В 1921 году она сыграла эпизодическую роль эксцентричной девицы в фильме "Снова на земле" режиссера Бориса Глаголина. В 1923 году на большой экран вышел фильм "Потоки" в постановке Михаила Капчинского, где она сыграла молодую девушку по имени Ганя. В 1925 году большим успехом пользовался двухсерийный кинобоевик "Укразiя" (режисер-постановщик Петр Чардынин, оператор Борис Завелев). В первом томе "Истории украинского советского кино" отмечено, что "успеху картины способствовало мастерство актеров Д. Зеркаловой, А. Бучмы". Сравнение с Бучмой, в ту пору уже признанным мастером, много о чем говорит. "Укразiя" был первым украинским фильмом, который демонстрировался за границей. В 1933 году Зеркалова окончательно переехала в Москву и поступила в Центральный театр Красной Армии, где в спектаклях выдающихся режиссеров Ю. Завадского, А. Попова, А. Лобанова создала ряд запоминающихся образов. Критика особенно отмечала ее успех в ролях Оксаны ("Гибель эскадры"), Юлии Тугиной ("Последняя жертва"), Натальи ("Васса Железнова") и особенно Глафиры ("Волки и овцы"). В 1937 году Дарья Зеркалова получила звание заслуженной артистки РСФСР. В 1938 году актриса снялась в фильме режиссёра Марка Донского "В людях", где сыграла барыню "Королева Марго". Эта картина — составная часть трилогии Донского по произведениям М. Горького — вошла в "золотой фонд" мирового кино. В этом же году актриса перешла в Московский Малый театр. Грандиозным успехом пользовалась она в роли Элизы Дулиттл. Эта роль стала легендой советского театра. В нее актриса вложила все свое умение, весь блеск своего мастерства. И хотя первоначально у спектакля были противники (старые актеры Малого театра полагали, что и пьеса, и игра Зеркаловой "больно бьют по традициям театра"), но решающее слово оказалось за зрителями. А затем и театроведы назвали Зеркалову лучшей исполнительницей этой роли на советской сцене. За эту, а также за ряд других ярких работ Зеркалова в 1946 году получила Сталинскую премию, а в 1947 году была удостоена звания "Народная артистка РСФСР". Однако в середине 1950-х гг. в ее карьере произошел драматический перелом. Внутритеатральные интриги привели к тому, что Зеркаловой перестали давать роли, достойные ее таланта. И хотя она исправно получала высокие награды — орден Ленина (1949 г.), орден Трудового Красного Знамени (1974 г.), — это не могло заменить ей новых серьезных ролей. К сожалению, в кино она снималась редко, потому зримых свидетельств ее таланта сохранилось совсем немного. Дарья Зеркалова умерла в Москве 5 ноября 1982 года. Она похоронена на Новодевичьем кладбище в нескольких метрах от могилы А. П. Чехова.
Александр ГАЛЯС.
|
|
|||||||||||||||||
|