+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 06 (1399), 23.02.2018 ВИВ ЛЯ ФРАНС!(Продолжение. Начало в №№ 3-5.) Волшебная шкатулка Всякий раз удивляюсь: как японцы, получающие максимум неделю отпуска в год, умудряются толпиться по всему миру? К знаменитой "Джоконде" даже в хмуром январе пришлось пробиваться через плотные отряды малорослых жителей Страны восходящего солнца. Бесконечные селфи на фоне портрета Моны Лизы, попытки сунуть свои короткие носы прямо в бронированное стекло, за которым хранится реликвия, беспрестанное движение вокруг да около - все это сильно мешает спокойному созерцанию шедевра Леонардо да Винчи. Я даже не буду пытаться комментировать это произведение, которое описано на все лады. Просто скажу: удалось-таки переждать бурный турпоток и тихо постоять перед бессмертным холстом, созданным за пятьсот лет до нас... Для интересующихся замечу, что неподалеку выставлен еще один шедевр Леонардо под названием "Мадонна в гроте", написанный им предположительно в Милане в 1490 году.
Не меньше паломников и возле знаменитых древнегреческих статуй. Не секрет, что Венера Милосская (пусть и без обеих рук) до сих пор считается едва ли не эталоном женской красоты. Выполненная из паросского мрамора, статуя имеет удивительно теплый оттенок в тон человеческой кожи. Кстати, никто не сомневается, что изначально Венера ваялась с руками, специалисты так и не определили, чем эти руки были заняты. Также без рук предстает перед нами другая известная статуя Ники Самофракийской (ей не повезло еще больше, чем Венере, - совсем голову потеряла). Но ее развевающиеся на ветру одежды и пластика движений безусловно впечатляют. Если к тому же вдуматься, что изваяли ее примерно за 190 лет до нашей эры, то впечатление будет еще сильнее. Обе античные фигуры имеют высоту больше двух метров, стоят на небольших постаментах и потому хорошо видны даже через головы многочисленных поклонников прекрасного. По залам, где выставлена целая коллекция великолепных греческих скульптур, мы ходили с огромным удовольствием. Все эти Аполлоны и Дионисии, Парисы и Афины, Зевсы и нимфы выполнены утонченно и производят сильное впечатление. К тому же с ними (в отличие от картин) легко сфотографироваться в обнимку или в другой позе, которую вам продиктует фантазия. Залы Лувра откроют вам волшебную шкатулку с сокровищами мастеров всех эпох. Много здесь французской живописи, начиная со средневековья и заканчивая работами художников ХIХ века.
Масса интересных полотен, воспроизводящих сцены быта и жизни разных столетий. И это отнюдь не только традиционные сюжеты на библейские темы или портреты королей и вельмож. Франсуа Буше, Антуан Ватто, Жан Фрагонар в ХVIII веке создали целую серию многофигурных композиций. Мастерские портреты кисти Камиля Коро соседствуют с натюрмортами Шардена и эпическими творениями Жака-Луи Давида и Эжена Делакруа. Для примера скажу, что на огромном полотне "Коронация Наполеона" площадью 54 квадратных метра Давид представил церемонию, проходившую в Нотр-Даме, вместив более 150 мини-портретов действующих лиц. Многие из них выписаны в деталях. Титанический труд занял у мастера больше двух лет! Чисто монархическая вещь. Идейная противоположность ей - широко известная картина Делакруа по мотивам революции "Свобода, ведущая народ". Она скорее могла бы войти в раздел политических плакатов. Но мастерски исполненная, давно повторяется при иллюстрации революционных событий Франции. Истинная "Вив ля Франс!". Пересказывать луврскую экспозицию - дело неблагодарное. И все же нужно сказать, что здесь огромное количество работ итальянских и голландских мастеров средневековья, работы немцев и испанцев. Есть даже полотна Франсиско Гойи, который написал ряд картин, показавших зверства наполеоновских войск в его родной Испании. * * * После визита в Лувр приятно посидеть где-то в центре в обычном кафе, которые даже зимой выносят на улицу свои маленькие столики, где едва умещается пара-тройка кофейных чашек. Расслабьтесь и просто понаблюдайте за течением местной жизни. Оно бывает разным. В выходной людей немного и движения их несколько расслаблены. Никто никуда не торопится. Другое дело в будни. За толпами народа порой даже не видишь движущихся по дороге машин, а только слышишь то нетерпеливые гудки, то скрежет тормозов, то сплошной гул моторов. Сразу за Лувром найдете и по сей день один из популярнейших театров "Комеди Франсез". Еще в 1680 году он слился с театром Мольера и другими лучшими на тот момент труппами, образовав едва ли не самый знаменитый коллектив. На его сцене выступали все самые популярные актеры Франции, здесь шли премьеры лучших драматургов, сюда считали за честь попасть заезжие гастролеры. Классиков Корнеля, Расина, Мольера здесь ставили многократно. Кого только не перевидали ложи и кулисы "Комеди Франсез" - писателей Мериме, Стендаля и Бальзака, Гюго, Флобера и Мопассана, братьев Гонкур и Золя, поэтов Готье, Бодлера и Верлена, Рембо, Аполлинера и Элюара. Список творческих звезд можно продолжать еще долго. Не обойтись, конечно, без Дюма и Пруста, Франса и Роллана, без целой плеяды иностранных литераторов, выбравших своим домом Париж на долгие годы. Среди них Бунин и Куприн, Кортасар и Ионеско, Беккет и Бальмонт... Пора все же пройтись дальше. Если двигаться наискосок от королевского дворца, то вскоре в дальнем конце широкого бульвара увидите очертания самого большого в мире оперного театра общей площадью свыше 11 тысяч квадратных метров. Это - Гранд-опера. Она же - Опера Гранье, она же - Национальная академия музыки и танца со зрительным залом на две с лишним тысячи зрителей и гигантской сценой, где в массовках могут одновременно участвовать больше четырех сотен солистов и статистов. Когда вы подойдете поближе, внимание привлечет фасад, украшенный скульптурными композициями, окнами с колоннами и прочей роскошью. Внутри все тоже оформлено по-богатому. Над интерьером трудились признанные мастера. Например, плафон в зале расписан Марком Шагалом уже в середине прошлого века. А сам театр начал работу в 1875 году, предоставляя сцену лучшим оперным певцам и балетным труппам планеты. В репетиционных залах Гранд-опера готовят будущих звезд по сей день. Не брезгует храм искусств и житейскими делами. В первом этаже работает популярный и отнюдь не дешевый ресторан, с террасы которого открывается вид на суету окружающих улиц. Всего через два десятилетия после открытия Гранд-опера с первого показа немого фильма в Париже стартовала другая забава, покорившая весь мир. В 1895 году братья Люмьер на бульваре Капуцинок дали сеанс синематографа. Сегодня в столице свыше 350 кинотеатров разного калибра. Многие имеют узкую специализацию, предлагая ретропоказы старых фильмов или лент для детей, документальные фильмы или короткометражки, проводят тематические фестивали и так далее. Не будем забывать, что французский кинематограф внес солидный вклад в развитие этого вида искусства. Знаменитые режиссеры Годар, Лелуш, Озон сняли не одну кассовую ленту. А таких актеров, как Монтан, Бурвиль, де Фюнес, Делон, Бельмондо, Маре, Денев, Бордо, Жирардо, Ришар и прочие, знает весь мир. Словом, местным кинотеатрам есть что показать... (Продолжение следует.) Аркадий РЫБАК. Фото автора.
|
|
|