Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 4 (1051)
4.02.2011
НОВОСТИ
Проблемы
Острая тема
Юбилей
16-я полоса
Криминал
Спорт
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 4 (1051), 4.02.2011

ЧТО БУДЕТ С ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЕМ?

Выпуск специалистов рабочих профессий, в которых народное хозяйство Украины не ощущает потребности, дезориентирует молодежь и отрицательно сказывается на социально-экономической ситуации в стране. При том, что на первичную профессиональную подготовку расходуются значительные средства, молодые люди нередко пополняют ряды безработных, а государство несет дополнительные затраты на их социальную адаптацию. Вместе с тем те сферы, которые реально требуют квалифицированной рабочей силы, ее не получают. К такому выводу пришла Коллегия Счетной палаты по результатам аудита эффективности использования средств государственного бюджета на подготовку рабочих кадров.

За все годы независимости в Украине так и не разработан и не утвержден надлежащий механизм определения потребности в рабочих кадрах для экономики государства. Минэкономики, к компетенции которого относится законодательное определение данных потребностей, практически устранилось от выполнения своих полномочий в сфере профессионально-технического образования, а Минтруда, кому решением Кабмина в феврале 2010 г. поручалось реализовать эту задачу, информировало о невозможности ее выполнения.

Министерство образования и науки, которое является главным распорядителем бюджетных средств, государственным заказчиком и ответственным исполнителем бюджетной программы по подготовке рабочих кадров, также практически самоустранилось от формирования государственного заказа. Формально выполняя функции государственного заказчика, Минобразования в 2008-2010 гг. направило 9 млрд 347 млн грн на подготовку квалифицированных рабочих без заключения надлежащих государственных контрактов, что позволило министерству избежать ответственности за невыполнение госзаказа. Свои обязанности по госзаказу это министерство возложило на руководителей учреждений профтехобразования, что является противозаконным. Руководители же профессионально-технических учебных заведений (ПТУЗ) формировали госзаказ, не ориентируясь на рыночные потребности. Министерство контролирует лишь общую цифру поступления по профессиям, но не придерживается утвержденных в госзаказе направлений подготовки кадров. В результате, на одних предприятиях укомплектованность кадров по определенным профессиям составляет менее 20 %, а на других в органах службы занятости нагрузка на одно свободное место достигает 1000 %.

На подготовку в 2008-2010 гг. почти 62 тыс. выпускников, которые учились в ПТУЗ по госзаказу и остались нетрудоустроенными, неэффективно израсходовано 585,2 млн грн бюджетных средств. Обобщенные данные о фактическом выпуске квалифицированных рабочих в разрезе экономических направлений МОН тоже не контролирует, соответствующий анализ не осуществляется.

Существующая система профтехобразования в Украине уже давно не отвечает основам рыночной экономики. Однако после 2003 г. соответствующая государственная программа не принималась. Вместе с тем ежегодно в госбюджете утверждается свыше 3,0 млрд грн на функционирование системы профтехобразования, которая не удовлетворяет потребности государства, не имеет современной базы для подготовки молодежи, не предоставляет качественного образования.

Аудитом установлено, что лишь 26 % ПТУЗ имеют базу для подготовки рабочих кадров по технологически сложным, наукоёмким профессиям, но и она не используется на полную мощность. Контроль за учетом и использованием имущества ПТУЗ министерством не налажен, мероприятия по его сохранению для нужд профтехобразования не проводятся. Реорганизация сети ПТУЗ нередко приводит к их ликвидации и потери зданий и земельных участков. Так, с 2000 г. до 2009 г. при ликвидации 45 ПТУЗ сельскохозяйственного и мелиоративного профилей у МОН изъято 20,1 тыс. га земельных угодий.

Поскольку Украина присоединилась к европейским нормам в сфере профобразования, возникла потребность в разработке государственных стандартов нового поколения, основанных на практических навыках, а не на теоретических знаниях, которым в нашем государстве до сих пор предоставляется преимущество. Тем не менее МОН не осуществляет на должном уровне обновления содержания образования, а заявления об издании современных учебников, пособий, учебно-методической литературы и т. п. остаются декларацией. В результате качество подготовки не удовлетворяет требованиям производства.

Председатель Счетной палаты В. К. Симоненко заметил: "Четко сформированная нормативно-правовая база работает вхолостую, а централизация на уровне МОН функций управления профтехобразованием в Украине создала угрозу существованию самой системы подготовки рабочих кадров. Главнейшая продуктивная сила любого общества - это его человеческий, профессиональный потенциал. Мы же наиболее активную часть - молодых людей, которые приобретают профессию, - в самом начале их трудового пути уничтожаем. Даем профессию и здесь же отбираем возможность реализовывать себя. Качество подготовки, да и сами профессии, которые получают учащиеся училищ, не отвечают потребностям нашей экономики. И самое опасное - дезориентируют молодежь".

Подготовлено
по материалам пресс-службы
Счетной палаты.

Фото М. РЫБАКА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.