Инженер и дипломат П.М. Лесар родился в 1851 году в
Одессе. Окончил Ришельевский лицей и Петербургский институт
путей сообщения. В 26 лет участвует в войне с Турцией за
освобождение Болгарии. По его проекту и под его руководством
построен мост через реку Прут для переправы русских войск. В
1879 году Лесар занимается изысканиями в Средней Азии с
целью расчетов и проектирования прокладки
трансконтинентальной железной дороги Европа Азия (Китай).
Им обследованы районы от Кызыл-Арвата до Ашхабада, часть
Кара-Кумов и область между реками Герируд и Мургай до самой
южной точки страны Кушки. За сезон ему приходилось
проезжать верхом до 5000 верст. Лесар не ожидал скорого
строительства железной дороги в этих местах, зная, что все,
что он делает, это для будущего. Но дорога от Каспийского
моря до Самарканда была построена уже в 1888 году.
Строительство магистрали длиной 1400 километров продолжалось
чуть больше трех лет, с учетом строительства моста через
Амударью длиной 2700 метров. В 35 лет Лесар оставил
профессию инженера, так как тяжелый труд ослабил его
здоровье. Знание Средней Азии позволило ему заняться
дипломатической деятельностью. Он был политическим
комиссаром в Бухаре, поверенным в делах в Лондоне, а затем
послом России в Китае. Павел Михайлович Лесар умер в Пекине,
но его прах был доставлен в Одессу и погребен здесь.