Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 36 (1429)
12.10.2018
НОВОСТИ
Память
Юбилей
Актуальная тема
Вокруг Света
Литературная страница
Спорт
Мяч в игре
Культура
Официально
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 36 (1429), 12.10.2018

ПАПИНЫ РАДОСТИ

(Окончание. Начало в № 35.)

Попав под своды собора Святого Петра в первый раз, я откровенно растерялся. Трудно было сосредоточиться и понять, как осмотреть все подробнее.

Тут сосредоточено столько всяких реликвий, что глаза разбегаются. Естественно, нужно подойти к папскому алтарю, где находится могила одного из апостолов христовых - святого Петра. Мраморные колонны, позолоченные светильники и 95 лампад, горящих здесь круглосуточно. Если не знать, что в храме проходят богослужения, его можно было бы принять за музей. Повсюду разноцветный мрамор, изваяния и картины, позолота и снова мрамор. Но только уже в скульптурах работы знаменитых мастеров. Например, "Пьета", вышедшая из-под резца Микеланджело. А еще искусно выполненные надгробия и вход в грот, где покоятся папы разных эпох. Над вашими головами высоко вверху - мозаики в круглых медальонах и свет, проникающий через окна высоченного величественного купола. Одной из примечательных деталей является установленный на подиуме роскошный балдахин на темных витых колоннах. Здесь часто проводят торжественные молебны, собирающие тысячи верующих.


Под сводами храма

Витражи

Все уголки собора Святого Петра даже обойти сложно. А уж тем более описывать. Наверняка в специальной литературе детально рассказано обо всех произведениях мастеров Возрождения, которыми наполнен храм. О святых и главах церкви, вносивших свою лепту в создание этого чуда. Мне хочется пройтись по внутренним дворикам Ватикана и заглянуть в его музеи, равных которым в мире найдется немного.

* * *


Двор Еловой шишки

Из храма мы к дворцам не пройдем. Нужно выйти на Ватиканский проспект и оттуда зайти в эти дивные места.

Сам ансамбль дворцов - произведение архитектуры. Например, в Кьярамонтский музей проходим через двор Еловой шишки, который в свою очередь является частью широкой площади Бельведер. Из дворца во дворец, то есть из музея в музей, есть проходы и через специально построенные коридоры. Обозреть все экспонаты папских коллекций невозможно физически. Прикиньте сами: комплекс включает 1400 залов! Можно для переключения внимания прогуливаться по соседним дворикам, которых два десятка, можно посидеть на скамеечках среди кустов и растений. Но, попав в закрома папиных радостей и гордостей, пытаешься использовать время по полной программе.

Святые отцы собрали самую значительную в мире коллекцию произведений древнего искусства. Это, конечно, скульптуры древнегреческих и римских ваятелей. Под портиком, окружающим восьмиугольный двор, перекрыты четыре небольшие комнаты, названные кабинетами. Здесь поместили одни из самых известных скульптур. В кабинете Аполлона Бельведерского стоит мраморная копия с бронзового оригинала IV века до нашей эры, в кабинете Лаокоона - не менее знаменитая скульптурная группа, созданная за сто лет до нашей эры и хорошо известная одесситам благодаря прекрасной копии, которую видим перед археологическим музеем. По соседству - кабинеты Персея и масок, галереи статуй и бюстов. И все это в роскошных интерьерах при мягком естественном свете, льющемся из высоких окон.

Основанная Сикстом IV еще в 1475 году апостольская библиотека разделена на разные секции. Ее стены и своды расписаны лучшими художниками Италии. По оценкам экспертов, это лучшее на континенте собрание древних рукописей и библиографических раритетов. Интересно, что Ватикан стремится шагать в ногу со временем. В так называемых апартаментах Борджиа еще сорок лет назад начали выставлять работы современников. Нынче полсотни залов заполнены картинами художников, писавших в последние полтораста лет произведения религиозного содержания. Таких талантов по миру нашлось множество. Представляют они едва ли не все континенты, как бы подчеркивая глобальную роль церкви.


Бессмертная фреска

Но все же большинство посетителей жаждут взглянуть на творения великих мастеров прошлого. Безусловно, актуальными остаются масштабные многофигурные фрески тогда еще молодого Рафаэля, которыми расписаны четыре большие комнаты (известны как Станцы). Я не буду пересказывать суть религиозных сюжетов, но отмечу, что и через 500 лет все остается в прекрасном состоянии и производит впечатление не только размерами, но и отточенным мастерством.

Завершить рассказ о ватиканских музеях стоит самым знаменитым уголком папской сокровищницы - Сикстинской капеллой. Эта некогда строгая и, по сути, аскетичная часовня по замыслу папы Сикста IV и усилиями легендарных художников эпохи Возрождения стала ценнейшим экспонатом. Архитектор де Дольчи строил часовню практически недоступной для посторонних. Но в 1481 году Сикст поручил группе художников начать роспись стен. Фрески на одной стене повествуют о жизни Моисея согласно темам Ветхого завета, на другой - о жизни Христа по мотивам Нового завета. Таким образом, предполагалось, что сменяющиеся сюжеты нужно рассматривать на обеих стенах поочередно. Перуджино, Ботичелли и их коллеги справились с задачей отменно.

Уже после смерти Сикста другой папа - Юлий II - в 1508 году поручил Микеланджело расписать потолок капеллы. Труд предстоял титанический. Дело не в том, что нужно было удалить золотые звезды на голубом фоне. Площадь для росписи составила приблизительно 800 квадратных метров! Маэстро трудился почти четыре года, умело используя рельеф потолка и отдельные сегменты архитектурных конструкций. Специалисты подсчитали, что на фресках выведены фигуры 391 персонажа, а также здесь использован эффект трехмерного изображения, что было безусловным новаторством. Когда находишься внутри помещения, задираешь голову и пытаешься окинуть взглядом всю композицию, однако понимаешь, что это невозможно. Осматриваешь фрески, переходя от одной группы к другой, и поражаешься не только таланту художника, но и титанической работоспособности. Понимаешь, что перед тобой наглядный пример того, что одного таланта недостаточно. Не только в искусстве...


* * *

От колоссального эмоционального накала, который возникает при посещении музеев папских коллекций, накапливается усталость. Это происходит во всех грандиозных выставочных комплексах (в Лувре, Эрмитаже, Метрополитен, Прадо и т. п). Человек не может осмотреть все, но даже часть увиденного переполняет вас надолго. Мне кажется, что в такие места стоит приходить или приезжать не однажды и всякий раз выискивать что-то новое для себя. Я бывал в Ватикане раз пять. Самым большим неудобством остается необходимость выстаивать длинные очереди при входе. Но что с этим поделаешь? Популярные места всегда притягивают тысячи любопытных...

* * *

Разговор о Ватикане обычно сводится к двум аспектам: личностям пап и ценности за века накопленных коллекций. При этом мало кто знает, что история той же Папской области идет не из Рима, а от франкского короля Пипина Короткого, подарившего в 752 году святым отцам территорию Равеннского экзархата. Папы быстро вошли во вкус присоединения земель, за что не раз находились на волоске от краха. Вернувшись в Рим, они почти пятьсот лет упорно работали над усилением влияния на монархов и их подданных, над пополнением казны. По сути, кардиналы стали крупными феодалами. Их привилегии упразднили Французская революция и нашествие Наполеона. Потом церковь частично восстановила свои права, но новая революция 1848 года снова ограничила клириков. Окончательно Папская область была ликвидирована при создании итальянского государства в 1870 году. Сами папы, правда, никуда не делись, но их вес в политической жизни континента сильно уменьшился.


Галерея скульптур

В современном варианте государство Ватикан существует всего-то меньше столетия. Оно возникло в 1929 году на основе так называемого Латеранского соглашения с правительством диктатора Муссолини. Были обозначены границы мини-государства внутри Рима и разделены функции, позволившие церковникам сохранить свои опереточные вооруженные силы, банк и прочие атрибуты державности.

На нашей памяти на Святом престоле сидели очень разные люди. Весь мир вспоминает поляка-антифашиста и антикоммуниста Войтылу (Иоанн Павел II), гораздо реже - его преемника и воспитанника гитлерюгенда немца Бенедикта ХVI. Сейчас главой католической церкви является бразилец Франциск, имеющий имидж покровителя бедных и угнетенных. Он 266-й по счету понтифик за почти две тысячи лет. Первым, по мнению церкви, был тот самый апостол Петр, именем которого названы собор и площадь, давно ставшие символом крошечного Ватикана, из кабинетов которого исходят послания миллиарду верующих...

Аркадий РЫБАК.

Фото автора.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.