Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 12 (1405)
13.04.2018
НОВОСТИ
Проблема
Личность
Острая тема
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 12 (1405), 13.04.2018

НУ А ГЕНДЕР НАЧИНАЕТСЯ
С ИГРУШКИ

Трудно найти такую сферу, где гендерные стереотипы отпечатались бы так же четко, как на игрушках. В этом нет ничего удивительного, тем более, парадоксального.

Игрушки - основной инструмент воспитания "правильных" людей, то есть, таких, которые соответствуют ожиданиям общества. Именно в детстве закладываются самые устойчивые стереотипы поведения, поэтому большинство родителей стремятся приобретать игрушки, соответствующие общественным представлениям о приемлемых занятиях.


Показательно, что в то время, как набор игрушек "для мальчиков" почти не изменился с начала прошлого века, на "девочковых" полках тихо и незаметно произошел не один виток эволюции. Нет, на первый взгляд, вроде бы все также "женская" сторона забита куклами, выделяясь от прочих отделов обилием ярко-розового - визитной карточки кукол Барби, ставшей синонимом игрушек для девочек. (Мы говорим о "той самой", оригинальной кукле, намеренно игнорируя обширный ассортимент подделок, наводнивших украинский рынок; несмотря на свою доступность и популярность, они остаются вторичным продуктом, скопированным с оригинала).

Хотя Барби критикуют едва ли не с самого момента появления куклы на прилавках, именно она стала своего рода связующим звеном между поколениями: мир увидел первую "Барби" без малого шестьдесят лет назад. В отличие от традиционных кукол, изображающих детей и непригодных для полноценной ролевой игры "во взрослую жизнь", Барби была взрослой женщиной. С самого начала - и по сей день - она является своеобразным воплощением стереотипных представлений о феминности. Тем не менее, критикуя производителя Барби - американскую компанию "Маттел", - многие забывают, что большинство стереотипов о феминности создано самой этой компанией. Возникшая из стереотипных представлений общества об идеальной женщине, кукла почти сразу включилась в активный процесс формирования гендерных стереотипов. Так в чем же виновны куклы - и виновны ли?

Одной из основных претензий к Барби было и остается непропорциональное тело: слишком узкая талия, слишком длинные ноги и слишком большая грудь. Теория о том, что игра с "неправильной" куклой закладывает нездоровые представления о собственном теле и становится причиной множества комплексов и ментальных расстройств, популярна и по сей день. Под давлением общества тело куклы неоднократно изменялось: расширялась талия, уменьшалась грудь. Не менялись только ноги - чересчур длинные по отношению к туловищу с крохотными ступнями. Но так ли опасны непропорциональные куклы, как их представляют? Мы обратились с этим вопросом к детскому психологу Елене Клименко.

- Все, с чем сталкивается ребенок, безусловно, формирует его представления об окружающем мире. Девочка видит куклу, которую называют красивой - и воспринимает ее как эталон красоты. Но это чересчур примитивный подход: почти все дети понимают, что кукла - не человек, она красива именно в качестве игрушки. Дети видят вокруг себя взрослых людей и сравнивают их с игрушкой, их представления о том, как должна или не должна выглядеть женщина, формируются на основании этих наблюдений. Конечно, есть и те, кто воспринимает куклу буквально. Слишком похожие на настоящих людей куклы пугают не только детей, но и некоторых взрослых, какой-то процент условности в игрушке должен оставаться. Игрушка должна быть игрушкой: неподвижное реалистичное тело напоминает труп, апеллируя к одному из древнейших инстинктов - страху смерти.

Более серьезными выглядят претензии к идейной составляющей Барби. "Маттел" не только навязали обществу, но и активно используют "самые мерзкие и косные представления о женственности" - ярко-розовый цвет, нежная музыка, игры, в которых все участники пребывают в состоянии полного согласия друг с другом, акцент на внешности и разнообразие аксессуаров рисуют идиллическую картинку "женского мира". Слово "барби" почти сразу стало синонимом женщины глупой, зацикленной на собственной внешности и погрязшей в бессмысленном потреблении "пустышки". Тем не менее этот образ возник независимо от желания создателей, более того - он идет вразрез с теми ценностями, которые вложены в персонаж. Причина в том, что Барби создана как "идеальная женщина", и общество не могло не наложить на нее свои представления об идеале.

Персонаж "Барби", бесспорно, высоко ценит семейные и дружеские связи, но вместе с тем она - защитница всех слабых, интеллектуалка и может достичь абсолютно любой цели. Одной из первых была выпущена Barbie Business Women: скромная кукла в офисном костюме, не привязанная к конкретной профессии. Куклы Барби (за исключением "принцесс") изображали женщин среднего класса, воплощая одновременно и мечту бедняков о "престижной" офисной работе, и привычный для большинства населения образ.

Исследуя культурный феномен Барби в начале нулевых, писательница и маркетолог Линор Горалик в своей книге "Полая женщина. Мир Барби изнутри и снаружи" приходит к выводу, что кукла не создает моду - но следует за ней, как собачка на поводке. С этим мнением сложно (но можно) поспорить. Л. Горалик хоть и отмечает наличие в ассортименте кукол "профессионалок", но считает их невостребованными и возникшими "под давлением феминисток". Первая Барби-астронавт была выпущена в 1965 году, когда о том, чтобы пустить женщин на борт космического корабля, в США и речи не шло. Все значимые для американской женской истории события находили свое отображение в куклах - и вместе с тем расширялся список доступных Барби профессий и увлечений. Этот долгий путь от фотомодели и безликой офисной сотрудницы привел к тому, что на сегодняшний день кукла успела "освоить" более семидесяти профессий, от стереотипно-женских "учительницы" и "няни" до исследовательницы и военнослужащей. С каждым годом все сложнее отыскать привычных принцесс и модниц, но и самой популярной игрушкой продавцы-консультанты одесских магазинов игрушек единодушно назвали кукол Барби "в профессиях". Футболистку и каратистку чаще прочих выбирают дети школьного возраста, на которых они и рассчитаны. Барби-альпинистка исчезает с полок, едва успев на них появиться. Дошкольники любят Барби-ветеринара и геймера так же сильно, как недавнюю новинку - ярких сказочных Барби-русалок.

"Дети помладше обращают внимание на количество аксессуаров, - делится наблюдениями продавец-консультант Наталья Швец, - думаю, им хочется играть с куклой сразу же, не используя ничего из подручных материалов. Поэтому в нашем магазине родители с детьми чаще всего покупают набор с ветеринаром: в комплекте и кукла, и оборудованный кабинет, и несколько милых зверят. Девочки постарше смотрят на подвижность игрушки, на этом поле у серии спортсменок конкурентов практически нет".

- Слоган Барби: "Ты можешь быть кем захочешь" - как нельзя лучше отображает основное предназначение куклы: быть ролевой моделью для проживания подсмотренного у взрослых опыта, - поясняет Елена Клименко. - Какой бы ни была кукла изначально, ребенок "додумает" ей нужный образ. Мне кажется, что Наталья права в своем наблюдении: детям важен не образ куклы, а ее игровой потенциал - количество аксессуаров, подвижность. Но этот "базовый" образ все равно отпечатывается в подсознании, создает основу для игровых сюжетов. Так, удовлетворяя запросы детей, производитель незаметно влияет на формирующийся в их сознании образ женщины.

Помимо эксплуатации образа "глупой блондинки", Барби обвиняют и в противоположном грехе: навязывании образа карьеристки. После разбора кукольной карьеры сложно возражать, но мы все-таки попытаемся. Несмотря на все разнообразие профессий, среди которых можно встретить как стереотипно "женские", так и "мужские" специальности, тема семьи и быта никуда не делась из кукольной жизни: множество игровых наборов посвящены Барби-домохозяйке, она заботится о младшей сестренке Челси... Были даже попытки создать "беременную" куклу, но это выглядело настолько странно и неэстетично (а так же породило шквал обвинений в пропаганде ранней беременности и популяризации хирургического родовспоможения), что о неудачном эксперименте с младенцем внутри съемного живота сегодня напоминают только дешевые китайские копии и сохранившиеся в руках коллекционеров экземпляры.

- Понимаете, "Барби" - не просто кукла сама по себе, это цельная история, рассказанная в рекламе, мультфильмах, а теперь - еще и в соцсетях компании "Маттел", - говорит коллекционер фэшн-кукол Анна Соколова. - Эти истории, с одной стороны, разрозненные и легко воспринимаются по отдельности, с другой же - все действующие лица и их характеры одинаковы и узнаваемы. В последнее время "новички" появляются чаще, но "основной состав" не меняется десятилетиями. Мир вокруг персонажей каждый раз новый, с разными правилами.

Кроме того, в общественном сознании еще живо представление о Барби как "буржуазной", "чуждой нашим ценностям" кукле. Немало способствует этому стоимость оригинальной игрушки: после всех перипетий валютного курса самые дешевые куклы стоят от 400 гривен - сумма, безболезненно отдать которую могут далеко не все. Это довольно неожиданный поворот в судьбе "народной" американской игрушки, доступной каждому. Тем не менее, кроме присущей отечественному рынку высокой цены, есть и другие признаки "чужеродности" Барби.

Говоря о том, что Барби является воплощением идеальной женщины, приходится делать поправку на происхождение куклы: она - идеальная американка. Это проявляется не только в стереотипно "американских" привычках персонажа вроде страсти к шопингу или любви к гамбургерам. Все - от фасона одежды и дизайна мебели до этнического разнообразия подружек Барби - списано с американской реальности. И даже едва уловимая про-феминистичная повестка - изобретение США, родины фем-движения. Для Соединенных Штатов проблема межэтнических конфликтов стала актуальна намного раньше, чем для стран Старого Света: кукла демонстрирует "правильное" поведение, устанавливая дружеские отношения с представительницами разных рас и народов. Американское общество охватывает страсть потребления и тяга к комфорту - и для дешевой десятидолларовой куклы начинают выпускать комплекты дополнительной одежды и обуви, автомобили и роскошные меблированные дома. Досуг Барби типичен для среднестатистического американца: вечеринки, походы, активный отдых на пляже. С одной стороны можно возмутиться, что у нас все не так - но стоит ли? В длинном списке ценностей Барби не так много по-настоящему вредных идей, самая "страшная" из которых - культура потребления, с которой в том или ином виде борется цивилизованный мир: не исключено, что в недалеком будущем и кукла "подхватит тренд". Распространение игрушки на весь мир изрядно способствовало процессам глобализации в части прав и возможностей женщин.

- Действительно, многие идеи, заложенные в образ Барби, чужды нашему обществу, - соглашается Елена Клименко, - но я, скорее, рада их распространению. Даже если в окружении девочки не принято проявлять такие качества, как целеустремленность, толерантность или гражданскую активность, у нее перед глазами есть пример именно такой девушки. Я говорю не об игрушке, конечно же, а о созданном "Маттел" персонаже, их важно разделять. Кукла - "манекен", на которую ребенок надевает любой образ, исходя из своих потребностей. Гораздо большее влияние оказывают сопутствующие рекламные ролики и, конечно же, мультфильмы. Безусловно, детям интереснее смотреть яркий, красочный мультик не про какого-то незнакомого персонажа, а про любимую игрушку - с которой можно сыграть увиденный сюжет после просмотра. В процессе игры подсмотренные шаблоны поведения закрепляются.

Так, несмотря на обвинения в сексизме и следованию гендерным стереотипам, американская "идеальная женщина" незаметно распространяет феминистскую повестку. Коллекционерка Анна Соколова рассказала о том, что в новой серии в виде игровых кукол будут выпущены 17 женщин, сломавших гендерные стереотипы и оставившие свой след в мировой истории.

"То, что вместо сказочных принцесс и не менее сказочных (с позиции наших реалий) американских девушек, - говорит Анна, - появятся героини с реальными прототипами означает, что компания перестала открещиваться от воспитательной функции. Истории и опыт этих женщин на самом деле очень вдохновляет", - рассказывает Анна.

Действительно, несмотря на то, что женщины "вышли из тени" более ста лет назад, общепринятые стандарты образования почти полностью исключают "женскую историю" из поля зрения. В школе - самый важный период формирования личности - рассказывают о "допустимых" для патриархального общества женщинах-представительницах творческих профессий: писательницах и поэтессах, художницах, актрисах. Редкие исключения, скорее подтверждающее это правило - Мария Склодовская-Кюри и политикессы ХХ века. Так формируется картина мира, в которой женщины, несмотря на объявленное равноправие, остаются на "вторых ролях". С тем, что у девочек попросту нет достойных примеров для подражания, соглашается и Елизавета Пасенко:

- Новые куклы обладают яркой индивидуальностью, и если обществу удобно замалчивать то, что женщины могут совершать научные открытия, заниматься любыми видами спорта и достигать в этом успехов мирового масштаба, то пусть хотя бы куклы расскажут об этом маленьким девочкам. Да, у меня когда-то тоже были Барби-карьеристки, я смотрела все мультфильмы и даже собирала журналы, но Барби все-таки выдуманный персонаж, идеал. О том, как много женщин на самом деле прославились на весь мир, я прочитала в интернете и была очень удивлена: как мало наше общество знает о них.

Как бы там ни было, игрушка для ребенка остается всего лишь пространством для фантазии. Не так важно, во что она одета производителями, является она оригинальным американским продуктом или копеечной подделкой из Китая, куда важнее то, кем кукла станет в игре: мамой, космонавткой, художницей или президентом. А это зависит не только от мультфильмов, но и от родителей. Подвести итоги хочется словами психолога Елены Клименко: "С куклой дети проживают то, что узнали о взрослом мире" и, если для нас важно поколение целеустремленных, активных и разносторонне развитых девочек - в силах любого родителя помочь им узнать, что можно быть такими.

Тамара ГЛАДКАЯ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

По вопросам приобретения книг звоните по тел.: 649-656, 649-660