Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 2 (1197)
24.01.2014
НОВОСТИ
События
Культура
Дела и люди
Правопорядок
Одесса-220
Спрашивайте - отвечаем
Новые имена
16-я полоса
Спорт
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 2 (1197), 24.01.2014

Шалва АМОНАШВИЛИ:
"АВТОРИТАРИЗМ - ГЛАВНЫЙ БИЧ ОБРАЗОВАНИЯ"

Вечно актуальный вопрос о воспитании детей несколько десятков лет исследует "рыцарь гуманной педагогики", академик Шалва Александрович Амонашвили, проведший недавно семинар в нашем городе.


Первый наш вопрос академику: как воспитывать ребенка в сегодняшнем информационном пространстве? В мире стало больше возможностей, свободы.

Однако Шалва Александрович качает головой:

- Наоборот, стало больше авторитаризма в воспитании ребенка. Авторитарная педагогика мешает ученикам, она подавляет их развитие. Это идет от слабости педагогов, бедности воображения, неумения обращаться с ребенком. Гораздо легче держать ребенка в ежовых рукавицах, чем быть все время интересным и полезным. Авторитаризм - главный бич образования. Сегодня развиваются новые технологии. Но компьютер и интернет привязывают детей. Для них разрабатываются специальные программы, игры, фильмы. Но это делается не ради ребенка, а чтобы потом он стал потребителем, но не творческой личностью.

В основе же педагогической системы "Школа жизни" - развитие ребенка, устремление к вечному совершенствованию и восхождению. В жизни самого Шалвы Александровича "светлым лучиком" была учительница русского языка и литературы.

- Такие люди - золото земли. Педагогом надо родиться и потом сотворить в себе учителя. Когда я начал работать в школе, я понял, как люблю детей. Я мог стать дипломатом, журналистом, но понял, что меня больше всего привлекает работа с детьми. Ребенок несет в себе свою исключительную миссию, свой смысл, жизненную задачу. Эта миссия как бы определяет его возможную судьбу. Она требует от него служения, устремленности, нацеленности на благо людей, на эволюционное восхождение человечества.

В основе "гуманной педагогики" Ш. Амонашвили лежит изречение Марка Фабия Квинтилиана: "Наша душа - небесного происхождения". И все зиждется на этом. Так же, как и на вере, которая помогает самосохранению в продвижении.

- Когда веришь в ребенка, понимаешь его, ищешь вместе с ним, то и находишь то, что ему нужно. Для ребенка мама, папа - это тоже педагоги. Дядя, тетя, бабушка, дедушка - тоже какой-то уровень педагогики. Ее можно утончать, обогащать опытом, изучая труды столпов педагогики. Для меня в свое время учителем стал Иоганн Генрих Песталоцци, еще в 18-м веке разработавший теорию элементарного природосообразного воспитания и обучения. Он первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков, идею развивающего обучения. И я постоянно мысленно вел диалог со своим учителем. Когда я проводил уроки в классе, он будто сидел за партой. И я спрашивал его, правильно ли я поступаю.

У каждого педагога должен быть свой учитель. Я основываюсь на учении классиков педагогики, на том, что они создали, и провожу это в жизнь. Я просто взял все, объединил и систематизировал. До меня это уже все было известно. И я - только проводник знаний.

Важную роль в системе воспитания играет семья. Ребенок приходит в жизнь реализовать себя. И семья ему должна помочь в этом. И вместе с ним тянуться, учиться, дорисовывать его образ до совершенного.

- В России ежедневно 19-20 подростков заканчивают жизнь самоубийством, - отметил академик. - Почему так происходит? Учитель поставил двойку. И ему не важно, что ученик не согласен. Он действует так, потому что того требует министерство. А ему нет дела до того, что нет взаимодействия с учеником. У педагога должна быть ответственность. Но не перед директором, завучем, проверяющим. А перед Богом. Все остальное - мишура. И тогда вы будете свободно идти по своему пути. А не по методичке. Страх и творчество несовместимы. И ребенок это чувствует.

Шалва Александрович отметил, что на Украине гуманная педагогика набирает силу. Ведь здесь трудились Пирогов, Макаренко, Сухомлинский, которые внесли вклад в разработку гуманной педагогики. Украина так же, как Россия, Белоруссия, Грузия, сохраняют свои корни, традиции воспитания, ценность духовности, которые выработаны годами и основаны на православии. В то же время европейское западное образование - это уже рынок. Все выставляется на продажу. Хочешь, покупай Сатану или Христа. Все продается. Мы должны защитить страну. И тогда пойдем дальше. Если в стране семья - святое, то люди обязательно преуспеют, утверждает академик.

На основах гуманной педагогики Паата Шалвович Амонашвили, президент международного центра Гуманной педагогики, создал свою студию и детский сад.

- Мы изменили отношение к детям. Дети живут радостью, как и воспитатели, - объясняет Паата. - Они учатся танцам, рисунку, развивают свои способности. Применяли мы технические новации. Из каждой комнаты ведется онлайн-трансляция. И родители могут видеть, как чувствует себя ребенок.

В Одессе семья Амонашвили уже четвертый раз. По мнению Шалвы Александровича, это город радости, культуры, юмора, где есть чему поучиться. Ведь в свои 82 знаменитый педагог не только учит других, но и учится сам.

Инна ИЩУК.

Фото автора.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.