Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 44 (1190)
22.11.2013
НОВОСТИ
События
Культура
Пресс-тур
Дела и люди
Спрашивайте - отвечаем
Почти мемуары
16-я полоса
Криминал
Спорт
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 44 (1190), 22.11.2013

ЕВРОВАГОН ДЛЯ СЛОВАКИИ

Словакия уже шесть лет в Евросоюзе. Как страна преодолела экономические трудности и выполнила рекомендации ЕЭС, мы узнали в пресс-туре, организованном для журналистов, победителей конкурса "Граница и реформы", который провела Миссия ЕС по приграничной помощи Молдове и Украине (EUBAM) совместно с пограничной полицией, таможенной службой и МВД Республики Молдовы, Государственной пограничной службой Украины, Министерством доходов и сборов и Министерством внутренних дел Украины.

Маршрут следования пресс-тура нашим куратором Мариной Решетняк был разработан так, чтобы охватить всю страну, увидеть реализованные в реформе стандарты Евросоюза и интегрированное управление границей. Самолет украинской авиалинии взлетает с Одесского аэродрома, проложив курс на Вену. В 60 км от нее - столица Словакии Братислава, куда мы держим путь. Внизу ровные, словно отмеренные строгой учительской линейкой зеленые поля, аккуратные здания, вымытые улицы. Огромный величественный аэропорт Вены принимает и отправляет в день сотни рейсов во все концы мира. Здесь все направлено на создание комфорта и удобства для человека. Багаж приходит немедленно, как только мы выходим к ленте. Все делается четко и вовремя. Везде кафе, элитные и дешевые, удобные сиденья, вай-фай, пандусы, обмен валют, автоматы продажи билетов на общественный транспорт. На остановке вывешено расписание, согласно которому автобусы и троллейбусы приходят и отправляются по минутам.


Через 40 минут мы пересекаем границу Австрии и Словакии, о которой нас информирует водитель. Мы даже не останавливаемся. А только снижаем скорость и проезжаем мимо поста. Вот и вся граница. Впереди светится Братиславский замок - символ могущества. Братислава 300 лет была столицей венгерского королевства, местом коронации королей и императоров Австро- Венгрии. В 1805 году Наполеон подписал здесь мирное соглашение с Францем I. Недаром французское посольство расположено в самом сердце города - Старом месте. На холме, у слияния Моравы и Дуная, возвышаются готические руины замка Девин, 400 лет являвшегося передовым постом Римской империи. Отрадно, что все достопримечательности приведены в порядок. Старый город чарует своей атмосферой. Тут нет выбивающихся из стиля высоток. Все дополняет архитектурный ансамбль.

Но нас уже ждут в финансовой администрации Словакии.


- Вхождение Словакии в шенгенскую зону дало нам большие преимущества, - говорит заместитель директора таможенного департамента Мариуш Худек. - Мы получаем инвестиции, благодаря чему смогли поднять экономику, производство. На территории страны появились крупнейшие иностранные предприятия. Для отечественного производителя с открытием границ появилась возможность беспрепятственно везти груз по всей Европе. Государство предоставило большие льготы для бизнесменов. Открыть предприятие может каждый гражданин Словакии. Для этого нужен минимум документов. Главное - желание работать.

В то же время либеральное законодательство позволяет бизнесменам применять уловки для нарушения закона. Весьма популярны махинации с маслами. Из Германии везут неочищенное масло, не подлежащее налогообложению. В Словакии его очищают и продают как топливо для отопления. Таможня вышла с предложением внести изменения в законодательство, чтобы расширить список масел, которые облагаются акцизом. Также весьма распространено производство фальшивых иностранных сигарет. С 2006 года выявлены 11 таких предприятий.

Головная боль для таможенников - сигаретный бизнес, который построен на разнице цен в Украине и Европе. Совместными усилиями словацкие и украинские таможенники раскрыли туннель, прорытый для нелегального провоза сигарет. Им пользовались два года, переправляя сигареты из Украины в Словакию. Коробы накапливали в гаражах. А затем перевозили по Европе. Интересно, что словак, организовавший дело на своей территории, получил "пожизненно" в тюрьме. А предприниматель из Украины - 300 гривен штрафа!

Наказание в Словакии за нарушение налогового законодательства гораздо суровее, чем у нас. Также строго здесь относятся к взяточничеству. В стране создана специальная внутренняя инспекция по борьбе с коррупцией.

- Однако очень трудно доказать вину коррупционера, - заявляет начальник департамента по акцизному контролю Любомир Андраш, - особенно если человек не взят с поличным. Дело может тянуться годами. Тем не менее с установлением видеокамер на рабочих местах ситуация улучшилась.

Сегодня словацкая таможня дает 50 % бюджета страны. В исправлении нарушений налогового законодательства помогают сами граждане, обращаясь бесплатно по "зеленой линии". В последнее время актуальным стало использование кассовых аппаратов с программным обеспечением, которое позволяет в конце дня показать меньшую выручку и заплатить маленький налог. В основном это касалось китайских магазинов. Но сейчас и другие предприниматели взяли это на вооружение.

- Мы придумали выход, как выявить нарушителей, - делится заместитель директора криминального отдела финансовой администрации Словакии Андрей Чурило. - Объявили лотерею. В розыгрыше принимали участие чеки, которые люди получили в магазинах при покупке. Таким образом мы получили возможность проверить, учтен ли этот чек при оплате налогов. И выявили несколько магазинов-нарушителей.

О реформах, проведенных при вступлении в ЕЭС, нам рассказали в МВД Словакии.

Директор департамента пограничной полиции и полиции по делам иностранных граждан Ладислав Кабречек начал беседу с упоминания о визите главы пограничного ведомства Украины Николая Литвина, с которым они обсудили вопросы сотрудничества. Сегодня украинские и словацкие пограничники вместе патрулируют границу.

- Каждые два года мы составляем план сотрудничества по IBM, совместному поиску рисков, статистике, контролю, патрулированию и обучению, - заявил Ладислав Кабречек. - В сентябре в Кошицу приезжали украинские пограничники. Сейчас словаки поедут в Хмельницкий. Мы стараемся помочь коллегам из Украины в прохождении пути, который уже прошли.

- Словакия начала подготовку вступления в ЕЭС с 2001 года, - сообщает заместитель директора департамента пограничной полиции Роберт Гуцкий. - За это время была проделана огромная работа согласно рекомендациям Евросоюза. Нам пришлось реструктуризировать и практически заново создать погранслужбу. Нам было указано, что служба должна быть независимой и иметь собственный бюджет. Это было со временем сделано. Мы получили помощь от ЕЭС в размере 300 тысяч евро, что помогло нам совершить реструктуризацию. Сегодня мы создали лучшую в Европе систему погранконтроля. К моменту вступления Словакии в ЕЭС были ликвидированы все границы со странами шенгена. Мы начали осуществление интегрированного управления границами. И усилили пограничный контроль на своей единственной внешней границе - с Украиной, протяженностью 98 км. Благодаря помощи ЕЭС мы смогли оборудовать пункты пропуска всем необходимым для выявления контрабанды, контроля за сотрудниками и пресечения потока незаконных мигрантов. Установка камер видеонаблюдения позволила уменьшить случаи коррупции. Пограничники ценят свое рабочее место. Заработная плата начинающего полицейского составляет 650 евро. Плюс надбавки за работу в горной части страны, на границе. Также усилены штрафные санкции. Недавно был взят с поличным целый отдел, который ставил липовые печати о прохождении границы. Дело находится в суде.


Все, что нам говорилось на пресс-конференции, мы воочию смогли увидеть на самом большом пункте пропуска Вышне-Немецкое - Ужгород, где есть все виды контроля: рентген, ветеринарный, радиационный. Есть кабели под землей, фотоловушки, сейсмические сенсоры, камеры ночного видения, система тепловизоров. Каждая грузовая машина сканируется. И для проверяющих весь груз как на ладони. Радомир Спишал, который здесь работает уже 17 лет, рассказал, как на пункт пропуска прибыла машина с прицепом. В ней с помощью сканера были выявлены 25 блоков сигарет. Все были конфискованы. Всего через границу в Европу можно провозить 2 пачки. На самолете - 2 блока. Также был задержан грузовик, который вез сталережущий инструмент. В его стенки были вмонтированы 700 тысяч пачек сигарет. Кроме того, были попытки провоза сигарет в дровах - в тайниках обнаружено 5 тысяч блоков сигарет. За день, таким образом, исследуются 80-110 машин. Причем, чтобы не создавать очередей, закуплен второй сканер.

- Постоянно езжу через эту таможню, - говорит Юрий, направляющийся из Брянска в Киев. - Контроль составляет 30-40 минут. Приблизительно столько же и на украинской таможне.

На этом пункте пропуска уже все в порядке. А вот постам в горной части страны еще предстоит модернизация. Именно в этом районе наблюдается самое большое количество беженцев из Афганистана, Сирии, Молдовы, Сомали, Китая, Грузии, Армении. Отрадно, что с украинскими гражданами проблем меньше всего. Нашим соотечественникам гораздо легче законно оформить пребывание в стране, чем пересекать границу нелегально. Случаются потери паспорта, просрочка визы. Но все это решается очень быстро.

Третье место среди мигрантов занимают молдаване, в год порядка 700 нелегалов пытаются пересечь границу. Очередной наплыв беженцев ожидается из Сирии, где происходят военные действия.

- Задерживая людей, пытающихся пересечь границу, мы должны выявить, являются ли они жертвами или нарушителями, - отмечает Роберт Гуцкий. - И тогда уже определять: депортировать его или же оказать помощь. В Законе есть положение, что малолетние нарушители направляются в детские дома на территории Словакии. У нас были седовласые сомалийцы, которые заявляли, что им нет 16 лет. Пришлось идентифицировать их возраст с помощью рентгена по предлоктевому суставу.

Словакия сегодня является транзитной страной для желающих нелегально проникнуть в Италию, Францию, Англию. Таких направляют в центр задержания нелегальных иностранцев, где они могут пробыть до 6 месяцев, в течение которых должен быть решен вопрос депортации на родину. У 90 % таких граждан нет паспортов. И приходится подавать запросы в страну, из которой прибыл гость. Если с Украиной и Молдовой такая работа налажена, то с другими странами еще есть проблемы.

Один из выходов для нелегалов - попросить статус беженца. Таких направляют в специальный центр, где они месяц находятся на карантине, а потом отбывают в открытый лагерь, где ждут решения своего вопроса.

Аншей - родом из Кении. Получил образование в Кенийском университете. И поехал искать работу в Европу. Открыв визу в Словакии, побывал в Швейцарии, где его задержали с просроченными документами и направили в страну, в которой он получал визу.

Абдул - из Эфиопии, нелегально пересек границу. Документов нет. Но он жалуется, что в стране нет работы, идет война. Ему 28. Дома осталась семья в надежде, что Абдул вывезет ее в Европу.

Элизабет - из Камеруна. Прибыла в Словакию нелегальным путем, занялась бизнесом. Была задержана полицией. Попросила политического убежища. И сейчас тоже в ожидании.

Правда, власти очень строго подходят к решению этого вопроса.

- Из 350 человек, поступивших к нам за год, только 5 получили статус беженца, - говорит глава миграционной службы Жана Жановикова, именно она стояла у истоков этого движения в Словакии, участвовала в организации первых лагерей для беженцев.

- У нас было время, когда наблюдался поток детей из Молдовы, - отмечает Дениза Бажажова, которая работает на приеме. - Я спрашивала 13-летнего мальчика, зачем он оставил школу, семью и преодолел столько километров. У него 6 братьев и сестер. И он отправился на заработки в Италию, чтобы прокормить семью.

Сегодня ситуация изменилась. Мигрантов стало гораздо меньше. Начальник центра задержания нелегальных иностранцев Ян Энилсон связывает это с тем, что улучшена работа на границе. К тому же поменялось направление миграции. Больше идут через Турцию на Грецию, морским путем в Англию. К тому же Словакия для азиатов является транзитной страной. Их цель - Италия, в которую они хотят как можно быстрее попасть.

А вот в здании напротив людей гораздо больше. Это крупнейший центр Восточной Европы, куда направляют тех, у кого проблемы жизни в родной стране, жертвы насилия, политических репрессий и другие.

- Верховный Комиссар ООН по правам человека решает вопросы, как сделать безопасной их жизнь, - рассказывает координатор Лючия Колпакова. - Афганка лишилась мужа и теперь беззащитна. В Иране, где она приняла статус беженца, тоже небезопасно. Идет война. Ее направили в центр в Словакию, откуда она сможет поехать в Америку или Канаду.

В кабинете девушки из Афганистана изучают английский язык. Здесь они начинают новую жизнь. В центре живут целыми семьями, приехав сюда из районов, охваченных войной. Здесь они получают питание, карманные деньги на нужды, необходимое образование.

А за воротами центра кипит жизнь. Именно сюда и стремятся попасть, проходя тайными тропами через границу. Но ЕЭС тщательно ведет отбор, отправляя назад тех, кто не подходит по стандартам.

Мы уезжаем из Словакии, снова пересекая границу с Австрией, где все по-прежнему спокойно и размеренно. Поле ветряков провожает нас до самой Вены. По всему Евросоюзу используются солнечные батареи, которые позволяют получать энергию экологически чистым путем. Отрадно то, что здесь внедряются изобретения, новшества, гибкое производство пробует, меняет формы и подачи, чтобы сделать жизнь еще лучше и удобнее. И нам есть чему поучиться и что взять на вооружение, чтобы организовать свою жизнь, как смогли это сделать в Словакии.

Инна ИЩУК.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.