Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО
Фото Леонида БЕНДЕРСКОГО

Номер 15 (1161)
19.04.2013
НОВОСТИ
События
Культура
Море
Вперед - в прошлое!
Спрашивайте - отвечаем
Обратная связь
16-я полоса
Криминал
Спорт
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 15 (1161), 19.04.2013

Какой флот нужен Украине?

Этот вопрос обсуждался на круглом столе Южного научного центра Транспортной академии (ПНЦ ТАУ).

В Морском торговом Одесском порту такое академическое мероприятие впервые. И готовились к нему крайне серьезно. Еще бы, столько академиков за одним круглым столом. Круглые столы ПНЦ ТАУ ежегодно проводились в Одесском морском университете. И каждый участник Транспортной академии рассказывал о своих достижениях и проблемах. Но все были разрознены, разобщены в своих темах. Теперь перед учеными поставлена другая задача.

- Ситуация в транспортной отрасли радикально изменяется, - заявила председатель ПНЦ ТАУ, ректор Одесского морского университета Ирина Морозова. - И нам важно понять, может ли наша организация существовать как системное образование, играть самостоятельную роль в происходящих процессах и быть в определенной мере полезной как отрасли, так и каждому члену академии.

Сегодня ПНЦ ТАУ - это 40 академиков, 37 членов- корреспондентов. Это интеллектуальная сила, которая воздействует на транспортный комплекс. В 2012 году при непосредственном участии ПНЦ ТАУ были внесены 4 законопроекта на рассмотрение Верховной Рады. Выполнены 26 проектов международного уровня и конструкторских разработок по заказу российских и украинских судовладельцев, 15 отраслевых и проектно-конструкторских работ по заказу Министерства инфраструктуры, Минобразования, Морского Регистра, Одесской обладминистрации и предприятий.

- Все работы выполнены коллективом без какой-либо поддержки академии, - подчеркнула Ирина Владимировна. - Объединение же всех нас в рамках академии порождает новую систему, новое качество, синергию, за счет чего в этом сообществе образуются связи между нами и представителями различных видов производственной деятельности. Мы предлагаем создание банка разработок, обсуждение которых может помочь их продвижению и реализации на практике. Еще одна форма научной работы - издание бюллетеней, посвященных конкретному вопросу, поставленному членами академии, обсужденному и нашедшему какое-либо решение.

Предложений по этому пункту поступило достаточно много. Профессор Александр Вассерман рассказал о разработках на всеукраинском уровне новых альтернативных хладагентов, которые разрешены международными стандартами к использованию в отличие от фреонов 12 и 24, влияющих на парниковый эффект планеты. Хладагенты используются в холодильных установках на судах и в портах. Профессор Юрий Куликов попросил помощи академии в продвижении темы признания морских профессий согласно международным стандартам, чтобы люди, выезжающие за рубеж, могли полноценно работать и получать зарплату в соответствии с квалификацией. Академик Анатолий Мальцев заметил, что для осуществления безопасности мореплавания уже 30 лет японцами применяется лоцманско-информационное устройство стоимостью 55 тысяч долларов. Одесские ученые готовы создать такое устройство для лоцманских служб, причем гораздо дешевле. Но, предлагая изобретение к внедрению правительству Украины и министерствам, наталкиваются на нежелание обсуждать проблему. Кафедра под руководством профессора Ростислава Меркта разработала системы кондиционирования, которые могут работать на морской воде и экономнее в 5-6 раз. Однако изобретением никто из властных структур не хочет заниматься.

- Поэтому необходимо собрать заинтересованных людей, поддерживающих науку и технику, - внес предложение Ростислав Владимирович.

В процессе обсуждения проблему неучастия академии в государственных программах по возрождению флота поднял и. о. начальника ЧМП Валерий Марков:

- Наш Южный центр является уникальным. На 90 % все академики и члены-корреспонденты связаны с морем. При этом мы видим, что понятие морехозяйственного комплекса для нас свелось к понятию порта. Мы не говорим о судостроительной промышленности, как и о флоте. При этом наш премьер Николай Азаров, будучи на Одесщине, не раз указывал на то, что будет создаваться морской торговый флот. То же самое заявил в своем выступлении первый вице-премьер Арбузов, рассказав, что будут разрабатываться программы судостроения. Но в чем же заключается смысл возрождения и создания морского торгового флота, на чем он будет базироваться, что обслуживать? Сегодня у нас основной экспорт - металл и пшеница. Так что же будет возить этот флот, который гипотетически будет создаваться. По моему мнению, наш Южный центр сегодня оказался в стороне от этой проблемы. В этом вопросе мы должны занимать более активную позицию и предлагать Министерству инфраструктуры наши услуги в вопросах создания этой программы.

С этим заявлением согласен почетный президент Одесского порта Николай Павлюк, который является членом Транспортной академии с самого ее основания.

- Для академии в последнее время наступила какая-то пауза, - считает Николай Пантелеймонович. - Академия выпала из игры, из тех процессов, которые сегодня происходят в морской отрасли. Сегодня идет реформирование морской отрасли, делается то, что мы начали еще 30 лет назад, - делить административные и хозяйственные функции. Это вопрос правильный. Но во всем этом процессе Транспортной академии нет. Нам не надо ждать, пока кто- то даст заказ, как правильно построить разделение административных и хозяйственных функций. Академия может выступить инициативно через публикации в СМИ. И я уверен, это компетентное мнение будет услышано и к нему прислушаются. И тем самым мы поднимем свой авторитет, и начнется новая работа.

Начальник Одесского порта Юрий Васьков предложил провести через две недели следующую встречу, где будут рассмотрены предложения академиков и обсуждены со специалистами портовой деятельности. Еще одно предложение, которое озвучил начальник Одесского порта, - развитие логистики, которая играет все большую роль в функционировании портового хозяйства.

О программе развития транспортного кластера в 6 странах Европы сообщил профессор Михаил Постан, отметив, что благодаря этому проекту происходит взаимодействие между странами, обмен информацией. И полученный опыт мы сможем применить в развитии нашего региона.

В заключение была поднята еще одна немаловажная проблема - снижение качества подготовки научных кадров из-за нарушения связи науки и производства.

- Я вижу выход в участии в инновационных проектах, - предложил академик Владимир Голиков. - У нас есть теоретическая база. Но она не находит применения. Поэтому нужно создать инвестиционный климат и работать совместно с предприятиями производства.

Первые шаги по повышению научного потенциала ПНЦ ТАУ в развитии морской отрасли сделаны. Через две недели академики уже более конкретно обсудят пути решения этих проблем. И лед, несомненно, тронется, когда к точке взаимодействия с морехозяйственной отраслью будет приложено столько сил и энергии.

Материалы полосы подготовила
Инна ИЩУК.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.