Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 31 (1078)
19.08.2011
НОВОСТИ
Культура
Взгляд
Интернет
Память
16-я полоса
Криминал
Спорт
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 31 (1078), 19.08.2011

И ТУТ КОНЧАЕТСЯ ИСКУССТВО?

Сколько литературоведов ломали копья, расшифровывая строфу Пастернака:

"Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба.

И тут кончается искусство,

И дышит почва и судьба".

Основным камнем преткновения стало в литературоведческих исследованиях слово "чувство". О каком именно чувстве говорил Борис Леонидович? Чувствований ведь много. Всем известное (хотя бы понаслышке) чувство любви, аналогично - чувство ненависти, чувство меры, чувство такта, чувство прекрасного и так далее, и так далее, чувство юмора, наконец...

Вы скажете: "Это же элементарно, Ватсон" и попадете в самую точку. Потому что традиционный ежегодный "капустник", посвященный закрытию сезона в Одесском русском академическом театре, вели Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Они же - Алексей Литвин и Михаил Чумаченко.

То, что "капустник" вели два режиссера-постановщика, в общем- то, не совсем обычно, но оправданно, поскольку сценарий предполагал поиски такой неосязаемой субстанции, как вдохновенье.

То есть, после того, как Михаил Чумаченко от имени Бориса Пастернака произнес сакраментальное четверостишье, слегка его адаптировав к своей личности и ситуации, пошли напряженные научно-творческие поиски вдохновенья. Зачем? Ну это элементарно, Ватсон, чтоб "не закончилось искусство".

Но русский театр - это театр русский, а русский человек ищет вдохновение в... правильно, угадали... в водке. Так что вокруг этого мудрого зелья и вертелись поиски вдохновенья. Даже знаменитую песню Высоцкого "07" переделали в нужном русле. Впрочем, сделано это было довольно ловко.

Правда, прославленный детектив со помощником решили в своих поисках водкой не ограничиваться, поэтому поискали вдохновение и в наркотике, и в сигарете. И пусть не сочтут сцену, в которой три артиста, очень забавно меняясь местами, прикладывались к бутылке, травились никотином и балдели от наркотика, пропагандой этих трех зелий, потому как сам Шерлок Холмс, по некоторым источникам, баловался кокаином, а уж трубку курил, так это всем известно.

Во всяком случае, когда Татьяна Коновалова очень элегантно, заложив ногу на ногу, принялась дымить сигаретой, тут же возник пожарник, окативший ее водой из пожарного ведра.

Впрочем, чтобы зрители не подумали, что артисты черпают вдохновение только у "зеленого змия", то есть хлещут одну водку (тем более, что только под влиянием водки можно искать три опечатки в слове МИР и две опечатки в названии "ВИЙ"), была показана забавная сценка, в которой рефреном звучала строка: "И Родина щедро напоит меня желудочным соком, желудочным соком".

В какой-то момент сценарий "капустника" отошел от основной темы - поисков вдохновенья - и углубился во внутритеатральные дела. Так не успели парубки и девчата из спектакля "Вий", начавшие было танцевать гопак, перейти к исполнению стриптиза, как последовало заявление, что пока в гримерных не будут установлены кондиционеры, ничего больше интересного зрители не увидят.

Затем была попытка разобраться с молодой актрисой Светланой Москвиной, которой то ли не дают роли, поскольку она перманентно находится в декрете, то ли она рожает подряд деток, оттого что у нее нет ролей. Лично я склоняюсь ко второму, потому что помню, когда в далеком ноябре 1975 года из-за стихийного бедствия в Одессе несколько дней не было света и не работали предприятия, по прошествии 9 месяцев был небывалый всплеск рождаемости.


Но решив, что хватит о грустном, артисты внесли в праздничный "капустник" праздничную же ноту. С опозданием всего на 10 дней коллектив театра поздравил с юбилеем замечательную, талантливую актрису, заслуженную артистку Украины Юлию Скаргу... Ее яркому таланту соответствовали ярко красные розы, которые ей торжественно преподнесли коллеги. А какой-то поклонник, вспомнив библейское выражение о "лепте вдовицы", с далеко не вдовьей ловкостью забросил Юлечке на сцену букетик, который в отличие от осетрины был уже даже не второй свежести, поскольку, очевидно, собирался у обочины где-то на трассе далеко от Одессы. Ну, ладно. Будем считать, что это проявление своеобразного юмора, столь необходимого для приправы к капустному пирогу.

Прихватили авторы "капустника" и общеукраинские проблемы. А как же, театр от народа не отрывается! После того, как миссис Хадсон (засл. арт. Украины Наталья Дубровская) предложила своим постояльцам на завтрак: "Гречку, сэры" и добавила: "Китайскую", появилась... японка с пакетом гречки на подносе. Впрочем, "сэры" от этого продукта отказались. И правильно сделали. Мало того, что гречка китайская, так, может, она в Японии радиации от Фукусимы набралась.

Артист Дмитрий Жильченко, так тот вообще рискнул затронуть политический Олимп и весьма недвусмысленно узнаваемым голосом прокомментировал репертуар Русского театра (кстати, в этом сезоне в репертуаре появились 8 новых спектаклей - пардон, но диалектическое положение о переходе количества в качество в этом случае не работает).

Не прошли авторы и мимо рубрики "За рубежом". Возможно, это был возврат к теме "В поисках вдохновенья", но на сцене появились сразу два Чарли Чаплина, один из которых передавал другому опыт поиска вдохновенья в самом себе. Ибо, как подытожил великий сыщик, "вдохновенье надо искать внутри себя" и "любить искусство в себе", скромно не добавив слово "любимом".

После того, как народный артист Олег Школьник исполнил знаменитую утесовскую песню об Одессе ("Есть город..."), которую подхватили все вышедшие на сцену артисты, слово взял директор театра Александр Евгеньевич Копайгора. Он отметил достижения прошедшего сезона (8 премьер, участие в фестивале "Мелиховская весна" и празднование 135-летия театра). А затем, как матрос Железняков, объявивший учредительному собранию, что "караул устал", добавил, что артисты за год очень устали, что не помешает им через две недели начать заглядывать в родной театр, не дожидаясь конца двухмесячного отпуска. Тем более, что отпускные кончатся быстро, ведь академическая надбавка к зарплате составила пока только 40 %.

А, как сказано у классика, "место актера в буфэте", тем более, что театральный буфет кормит артистов в кредит. Остается надеяться, что только кормит, а не поит, и что в действительности, наши артисты находят вдохновение в хороших ролях, в хорошей драматургии, а не в водке, как ошибочно предположили Шерлок Холмс и доктор Ватсон.

Елена КОЛТУНОВА.

На фото Л. БЕНДЕРСКОГО:

- Шерлок Холмс - режиссер Алексей Литвин;

- Доктор Ватсон - режиссер Михаил Чумаченко;

- Юлия Скарга.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.