Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 28 (1075)
29.07.2011
НОВОСТИ
Культура
Событие
Проблемы
Острая тема
16-я полоса
Криминал
Спорт
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 28 (1075), 29.07.2011

А "Элегия" звучала...

Спектакль Алексея Ботвинова "Письмовник. Элегия" первоначально игрался на малой сцене - в Греческом зале Украинского театра. Об этом представлении мы писали в номере от 8 июля. Недавно автор перенес его на большую сцену и показал в рамках Международного Литературного фестиваля. Новая версия - свежие впечатления от нашего нового автора.

Я не могу назвать себя театралом, так как хожу только на те спектакли, о которых слышала много хороших отзывов. И то, в основном, это постановки по классическим произведениям, когда я знакома с текстом и имею определённое представление о том, что хотела бы увидеть. На этот раз всё было по-другому: мне посоветовали побывать на спектакле, не обронив ни слова о сюжете. Всё, что я узнала, это то, что спектакль поставлен по роману Михаила Шишкина "Письмовник", которого я не читала. Из скупой рецензии в интернете удалось узнать, что герои романа находятся вдали друг от друга и ведут переписку. Так что я была готова воспринимать всё, что происходит на сцене, с чистого листа...

Занавеса не было, на сцене стояли накрытые полотнами рояль и какая-то мебель. Первая мысль: спектакль начнётся с въезда героев в новое жильё. Но вскоре стало понятно, что это такой режиссёрский приём с целью сфокусировать внимание на героях. И вот погас свет, и всё началось...

Полумрак. Лёгкое облако белого дыма. Две тени. Тихие звуки... Тени приближаются, их очертания уже легко узнаваемы. Мужчина и женщина с блеском в глазах и болью в сердце. В воздухе они по очереди пишут обрывки фраз, которые растворяются в облаке дыма, окутавшего героев. Они берутся за руки, он кладёт ей голову на колени, она обнимает его... на расстоянии в тысячи километров. Что это? Мистика? Нет, это страница жизни, вынутая впопыхах из конверта, это письмо.

Так для зрителя началась история Саши (Ольга Петровская) и Володи (Евгений Юхновец), двух... Да вот никак не приходит на ум, кто же они - герои этого представления. Вроде бы люди, но ведь людям не дано сокращать расстояние в тысячи километров до полуприкосновения. Так, может, они - духи? Но духи не ходят на войну, их не заботит быт, они не пишут письма. Но задумываешься над этим уже после спектакля. А сидя в зале, просто смотришь, слушаешь, чувствуешь.

Они любят друг друга, но в разлуке. Вместе они смогут быть только после смерти. Казалось бы, привычный и много раз виденный сюжет, а внутри всё сжимается уже при первой мизансцене.

Слава Богу, сегодня мало кому знакома ситуация, когда любимый человек ушел на войну, но исчезновение любимого из твоей жизни - чувство знакомое. Так что настроение героини я уловила сразу и, кажется, даже чувствовать стала, как она. Я тоже переживала за Володю, тоже радовалась каждому его письму, тоже расплакалась, услышав о его смерти, так, будто это не чужая потеря, а моя. Такому горю уже не помочь, разве что беречь любимого в памяти, разговаривать с ним. И Саша снова пишет ему письма. И что из того, что никто не знает адреса того света? Он же всё равно где-то есть, Он всё слышит, Он всё читает, Он ждёт её, чтобы однажды снова положить ей голову на колени.

А как не хотелось умирать Володе, как он умолял судьбу оставить его без ног, слепым, глухим, но живым! И снова - слёзы на глазах... Настолько проникновенной была игра актеров, что я поверила - это не образы, это они сами.

Героиня Ольги Петровской мне ближе, может, потому, что каждой женщине рано или поздно приходится ждать, надеяться, терять и снова обретать. Интересно было наблюдать, как Саша менялась с возрастом, становилась всё сильнее и закалённее с каждой потерей. Казалось, что актриса настолько вжилась в образ, что её собственная жизнь как бы исчезла на какое-то время. Она прожила эту роль, и вместе с ней её прожила и я.

Володя, которого играл Евгений Юхновец, - персонаж не настолько яркий, ведь он остался таким, каким его запомнила любимая, - молодым, сильным, уверенным в своём возвращении домой. Но и Юхновцу удалось сыграть так, что его герой стал дорог не только своей возлюбленной, но и зрителю.

На протяжении спектакля Алексей Ботвинов играл музыку Скрябина и Рахманинова. Но не просто играл. "Элегия" Рахманинова способна создать настроение и сама по себе, но здесь... Здесь это не просто музыка, отголоски пролитых слёз, эхо чего-то далёкого, недосягаемого, но единственно достойного называться чувством. Ботвинов так точно подобрал музыкальное сопровождение, как будто все эти произведения писались не по отдельности и в разное время, а друг для друга.

Конечно же, если главные герои влюблены, то спектакль должен быть о любви. А здесь это чувство - фоновое. В первую очередь спектакль - о грани между горем и безумием. Саше на протяжении всей жизни пришлось потерять любимого, ребёнка и мужа. Ей помогали жить письма, которые она писала давно погибшему Володе. Он же в свою очередь вынес все страдания войны - столько раз увидеть смерть, жить в холоде и голоде... И всё равно оба знали точно, что когда-то встретятся. В последней мизансцене герои встречаются. Пусть это случилось уже после смерти, главное - это произошло...

Домой из театра я шла пешком. Разве можно было позволить шуму мотора троллейбуса заглушить элегию, которая звучала внутри меня? Вечер был тихий, уютный, окутанный приятной прохладой. А прохожие куда-то торопились и не знали, что только что обрели друг друга Саша и Володя. И звучала "Элегия"...

Антонина КУЧЕРЕНКО,
студентка ОНУ им. Мечникова.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.