Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 7 (1054)
25.02.2011
НОВОСТИ
Юбилей
Культура
Обратная связь
Детская страничка
16-я полоса
Криминал
Спорт
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 7 (1054), 25.02.2011

Композитор Александр ПАНТЫКИН:

"Я В ТВОРЧЕСТВЕ - МАТЕМАТИК"

(Окончание. Начало в № 3.)

- По-моему, у Гребенщикова есть такая фраза: "Рок-н-ролл уже мертв, а я еще нет". Что сегодня представляет собой рок в российском варианте?

- В самом начале советские рок-группы появлялись, как революционеры, которые рвали на себе рубашки и кричали: "Мы первые, нас сажают" и так далее. Питерцы, например, очень гордились тем, что их часто забирали в милицию, мол, они несгибаемые такие. Все это было до тех пор, пока это как бы запрещалось. Но как только стало возможно все, весь революционный флер куда-то вдруг исчез. Это говорит о том, что никаких революций на самом деле не было. Сиюминутность какая-то была, но она ушла. Раньше мы боролись с каким-то врагом, во всех песнях возникал лирический герой. Как только исчезла "революционность", лирический герой растворился, потому что бороться не с чем и писать не про что. Если посмотреть, о чем сегодня пишут в большинстве своем наши группы, то это и смех, и слезы. Мне эти бессодержательные песни просто неинтересны. И если я все слушал, что касается российской рок-музыки, до конца 1980-х, то с середины 1990-х вообще перестал это слушать. Там ноль информации: ни музыкальной, ни текстуальной - никакой. Увы, но многие замечательные, талантливейшие люди просто остановились в своем развитии, поэтому я переключился на другую музыку. Я больше слушаю классическую музыку, театральную музыку, рок-н-ролл, но только отдельные интересные проекты. Причем мне не важна страна, в которой это делается, у меня нет каких-то особых привязанностей к Англии, Америке или Франции, мне важны идеи, которые люди несут в своем творчестве.

- Но много ли можно еще придумать после такого количества классиков в любом жанре: и в классической, и в рок-музыке, и так далее? На стыке чего происходит новое музыкальное явление?

- Сейчас мы уже начинаем говорить об истории музыки в целом. Дело в том, что все направления музыкальные и направления в искусстве возникали как оппозиция к уже существующим. Классицизм появился в оппозиции к романтизму, и так далее. Поэтому ничего нового в этом смысле рок-музыка не открыла. Она появилась как оппозиция к набившему оскомину искусству истеблишмента, как некое ёрничество революционное. Но оно должно вылиться в какие-то новые музыкальные направления. То есть, если мы говорим о джазовом направлении, музыканты и там стояли, например, к зрителям спиной и так играли. Точно так же и здесь ничего не изменилось: каждое новое направление в музыке возникает как оппозиция к уже существующим.

- А к чему сегодня оппозиция? Есть ли она вообще?

- Сегодняшняя оппозиция - это и есть та рок-музыка, которая была когда-то революционной, потому что сегодня писать рок- песни - это быть ретроградом. Если вы заметили, сегодняшняя молодежь уже не слушает ту музыку. Сегодня как раз модно идти в оппозицию к рок-музыке. Последние проекты, которые появляются, очень напоминают проекты 1950-60-х годов, о чем говорят последние альбомы Роби Вильямса, Мадонны и так далее. Они используют ретро-элементы, потому что эти элементы оказались более современными и интересными.

- Может, это все-таки связано с тем, что в 1950-60-х годах просто мелодии лучше писали?

- Насчет мелодий я так не считаю, а российская эстрада того времени - это ведь тоже страшное чудовище, которое искорежило умы целого поколения, и мы до сих пор пожинаем плоды. Благодаря этой советской песне была выжженная пустыня, на которой торчало буквально несколько профессиональных композиторов, благодаря своему статусу и положению узурпировавших все музыкальное пространство. Вы прекрасно знаете, что из Союза композиторов выгоняли талантливейших людей только за то, что они шли вопреки потоку. Поэтому все, что касается советской песни, - это, с одной стороны, достижения с точки зрения новых мелодий, песен, а с другой - это выжженная пустыня. И это не вылилось ни во что, осталось как исторический музейный экспонат в том времени. Возьмем юбилейный концерт Александры Пахмутовой - эту музыку слушаешь сегодня, будто в музей приходишь. Возьмите любой десяток молодых ребят, они вам ни одной песни Пахмутовой не напоют. Значит, завтра эта музыка исчезнет. Она и сейчас есть только потому, что живы люди, которые жили тогда.

- Но, с другой стороны, в свое время казалось, что и романсы исчезнут. Тем не менее они прекрасно себя чувствуют...

- Секундочку, давайте разбираться. Что выжило из музыки начала двадцатого века?

- Единицы. Но это нормальное явление.

- Естественно. Тогда, что выживет из советского времени, из русского рока? Из любого направления выживут единицы. Идет нормальный, закономерный процесс. Мы живем сейчас в уникальное время, которое дает возможность проанализировать и собрать такое наследие, о котором только мечтать можно. Человечество прошло полный круг во всех жанрах: и в симфонической музыке, и в оперной, и в мюзиклах, и в роке, и во всем остальном. Сегодня уже есть электронная музыка, что сейчас может быть нового?

- Чем сегодня можно удивить?

- Удивить можно синтезом - элементами из разных стилей. Сегодня побеждает тот, кто владеет всем и умеет в своем творчестве это использовать. Я не говорю о гениях, которые рождаются один раз на тысячу лет, которым "диктует" что-то сверху. Я говорю о средней талантливости творческих людях.

- Наверное, вы не можете не задумываться над тем, что ждет нас впереди. Куда идет музыка, в каком направлении она будет развиваться? Хотя бы на ближайшее десятилетие...

- Я в творчестве - математик, у меня все просчитано. Говорю об этом откровенно, так как заканчивал физико-технический факультет. Сегодня вижу перспективу развития в творчестве не только музыкальном, но и вообще в искусстве, в соединении различных направлений. Причем иногда эти направления могут быть даже противоречивыми, но в слиянии друг с другом они дают интересный результат. В частности, мое последнее произведение лайт-опера "Мертвые души" - это как раз симбиоз различных направлений: и оперы, и джаза, и симфонической музыки, и оперетты, и мюзикла. Но, в целом, это называется лайт-опера.

- А почему именно лайт-опера?

- Лайт-опера - это новое направление, которое уже возникло, потому что у многих композиторов и авторов появились произведения, которые нельзя отнести ни к мюзиклу, ни к опере. Это некое новое направление, как в свое время были рок-оперы. Лайт - по-английски "легкая". Суть такой оперы заключается в том, что она использует язык, понятный для зрителей, не заумный, не сложный, как во многих современных операх, а абсолютно демократичный. Легкий по восприятию, но серьезный, эмоциональный по содержанию.


- Как в свое время была комическая опера?

- Да, но такая опера носит комический характер, а та, которую я написал, гармонично сочетает элементы юмора, гротеска, фарса с серьезными драматическими элементами: мелодрамой и драмой. На сегодняшний день лайт-опера - это уже общепризнанный в мире термин. А предтеча, кстати, этого жанра, как ни странно, моя "Силиконовая дура", потому что в этом спектакле есть три откровенно оперных куска. Так что, я считаю, что будущее музыкальных театров - за лайт-операми. И "Мертвые души" это уже доказали. В этом же ключе появились новые оперы, как, например, "Маргарита" Кобекина, "Инкогнито из Петербурга" Плешака, "Царица" Тухманова... Вот я выступаю с инициативой назвать это направление лайт-оперой, потому что бесконечные споры о том, что это и не мюзикл, и не опера, уже пора прекращать. Вывесить новую вывеску - и все.

- Я читал, что вашим именем уже названа музыкальная школа...

- Да, есть музыкальная школа имени Пантыкина, она находится в маленьком городке Верхняя Тура, недалеко от Свердловска. Дело в том, что жизнь наших детей в области просто ужасающая. Идея возникла у директора школы, а я ее поддержал. А назвали школу моим именем, чтобы привлечь к ней внимание. И это дало результат. Ее стали лучше финансировать, больше обращать внимания. Я учредил свою премию и плачу за обучение некоторых детей, потому что там есть ребята, родители которых не могут оплачивать их учебу. Я не бог весть какой богатый человек, но даже те скудные средства, которыми я обладаю, для них - это огромная помощь. Я считаю, что надо помогать делами, а не словами, и это мой маленький вклад в будущее.

Беседу вел Александр ГАЛЯС.

На фото О. ВЛАДИМИРСКОГО:
фрагмент из спектакля
"Силиконовая дура.net".

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.