Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 47 (1043)
3.12.2010
НОВОСТИ
Культура
Дела и люди
Событие
История
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 47 (1043), 3.12.2010

КАПОЭЙРА ВО ВРЕМЯ ОСПЫ

Морской простор, свобода, постоянное чувство голода, зловещее дыхание черной оспы, азарт борьбы за жизнь, верная дружба, первая любовь плюс экзотика далекой страны, "где много- много диких обезьян"... Конечно, тем зрителям, которые хорошо знакомы с романом (к слову, он был написан в 1937 году и по сей день регулярно переиздается многотысячными тиражами) и хорошо помнят американский фильм "Генералы песчаных карьеров", есть что сравнивать и о чем спорить. Бессмысленно восклицать: "Да, это не Рио-де-Жанейро!" Лучше порадоваться тому, что на сцене видишь всю театральную молодежь, к которой нет претензий (вот разве что дикция подкачала у некоторых, ну да они сами об этом знают и еще многое могут исправить упорным трудом).

А вот кое-кому из старших коллег молодых артистов хотелось бы напомнить об элементарных вещах. Невозможно, глядя на карманные часы с крышкой, определить время. Нужно крышечку эту открыть, а уж потом заявить: "Уже полдень". Если ты - опытный артист, а режиссер - дебютант, нужно и можно помочь, подсказать. Это же бытовая сцена, а не эпизод из "Битвы экстрасенсов", верно? Режиссер продумал много интересных мизансцен, но за некоторыми мелочами не проследил - так что ж теперь, халтурить?

Другое дело, что почтенный наставник дебютанта Артема Баскакова, художественный руководитель постановки московский режиссер Михаил Чумаченко, не имел права на подобную ошибку. Но вряд ли это может служить оправданием артисту, который на сцену выходит один-на-один с публикой, да и вообще, в искусстве каждый за себя...

Для создания подлинно бразильской атмосферы к постановке привлекли спортсменов одесского клуба капоэйры Grupo Senzala de Capoeira. Они же исполняют роли членов банды Эзекиела, с которыми у "капитанов песка" завязывается очень красивая, почти балетная сцена драки.

В спектакле занята практически вся молодежная часть труппы. Наши девушки отлично справляются с ролями знойных бразильянок (мулатка на пляже, сыгранная Еленой Ященко, служанка Мария в исполнении Аллы Нестеровой), парни за счет занятий капоэйрой улучшили пластику и кое-кто даже обзавелся танцующей походкой распутного креола. Юная непосредственность исполнителей (понятное дело, они постарше, чем "Капитаны песка" из романа, где им от 6 до 16 лет), пронзительный танец любви вожака Педро (Ярослав Белый) и сиротки Доры (Ольга Салтыкова)... Особый респект балетмейстеру Юлии Пуриной, данная стилистика гораздо уместнее в таком материале, нежели в спектаклях, например, по Стендалю. Очень хороши образы вечно рисующего Профессора (Павел Савинов), озлобленного малыша Хромого (Владимир Лилицкий), добряка Большого Жоана (Михаил Игнатов), соблазнителя всех окрестных девушек Кота (Дмитрий Жильченко) и других "капитанов". Но, Бог мой, если уж так скудны декорации, эту меру условности можно принять, пусть заброшенный пакгауз окажется обозначенным полками-нарами, гамаком из старой лодки, а приличные дома, обиталища богатых фазендейро - раздвижными кулисами с начерченной на них "каменной" кладкой. А что делать с всепоглощающе черным, словно оспа, фоном? С донельзя мрачным задником? Вопрос к художнику- постановщику Григорию Фаеру. Ведь контраст роскошной, сияющей бразильской природы и страшной жизни бедноты на этом фоне мог бы сработать на лучшее восприятие спектакля. А вот костюмы "капитанов песка", чистенькие и наглаженные (аж противно), наверное, имеет смысл искусственно состарить, придать более поношенный и выгоревший вид. В остальном спектакль имеет право не просто на жизнь - на долгую жизнь и постоянное присутствие в репертуаре. Беспризорная юность и черствость взрослых - разве для нас это не актуально? Очень интересен вроде бы скуповато обрисованный, но емкий образ падре Жозе Педро (Сергей Поляков), этакого неформального социального педагога от церкви. Вместо того чтобы собирать подношения прихожан на нужды церкви, этот вышедший из рабочих священник идет к бездомным детям и старается им помочь за счет экономии на свечах. Жоржи Амаду писал в романе о падре так: "Он даже не представлял, что нужно сделать, чтобы завоевать доверие маленьких воришек. Но он знал, что эти мальчишки лишены любви и заботы, зато с лихвой хлебнули голода и бесприютности. И если падре не мог дать им кров, еду и одежду, то, по крайне мере, у него всегда было для них доброе слово и сердце, исполненное любви. В одном заблуждался в начале падре Жозе Педро: он полагал, что капитаны согласятся променять свою безграничную уличную свободу на сытую жизнь". Готовых рецептов решения проблемы беспризорников не ищите в спектакле, они - в трудах Макаренко, а на сцене нашей русской драмы всего лишь постановка вопроса, зато не лишенная романтизма.

Мария ГУДЫМА.

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.