Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 1 (997)
15.01.2010
НОВОСТИ
Культура
Выборы
Скандал
Наши гости
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 1 (997), 15.01.2010

АРХИТЕКТУРНЫЕ ШЕДЕВРЫ ОДЕССЫ

Первый период строительства Одессы совпадает с расцветом русского классицизма. В Одессе и для Одессы работали известные петербургские архитекторы Т. де Томон, А. И. Мельников, О. Монферран...

В самом начале улицы Пастера, за высоким забором, сквозь ветви разросшегося сада просматривается старинное массивное здание. Это здание бывшего госпиталя, в котором ныне размещены клиники Одесского медицинского университета, построено по проекту архитектора Тома де Томона, гениального создателя Биржи и ростральных колонн в Петербурге, "Мавзолея" в Павловске. Ему выпала честь быть автором первого монументального сооружения Одессы, ставшего памятником архитектуры начала XIX века.

Двухэтажное здание состоит из центрального корпуса, выстроенного в 1806-1807 гг., и примыкающих к нему с обеих сторон изогнутых крыльев, достроенных в 1821 году. Центральный корпус, поставленный на цоколь, выделен шестиколонным портиком. Нижние части его колонн прорезаны глубокими каннелюрами (желобками); верхние - уступом переходят в гладкие поверхности. Их массивные стволы поставлены на тяжелые четырехгранные тумбы - пьедесталы. Портик завершен мощным треугольным фронтоном.

И форма подковы, которую приобрело в плане здание госпиталя после пристройки крыльев, и огромный парадный двор, отделенный от улицы оградой, - все это характерный прием планировки усадебных участков на рубеже XVIII-XIV веков.

Прекрасное произведение Томона, как и многие шедевры архитектуры, не дошло до нас в своем первоначальном виде. Почти нетронутым остался только фасад центрального корпуса томоновского госпиталя. Почти, потому что когда-то над его главным входом возвышались обрамленные барельефом часы с колокольным звоном...

Здание госпиталя было создано в то же время, когда в городе вырастал томоновский театр.


"Городской театр, - сообщает Александр де Рибас в своей книге "Старая Одесса", - был, действительно, прекрасен со своею открытою колоннадою и классическим греческим фронтом. Основанный по мысли Ришелье в 1809 г. и оконченный постройкою при нем же в 1809 г., театр этот представлял своею внешностью храм искусства и переносил мысль одесситов во времена существовавших здесь, на месте Хаджибея, цветущих греческих колоний..."

"Театр - одно из красивейших зданий в городе и на лучшем месте. Ложи расположены полукругом в три этажа; над третьим - раек (галерка), партер амфитеатром, он в несколько уступов... Все устроено с наилучшим размером и вкусом...", - писал о театре князь И. М. Долгорукий, в отличие от нынешнего, старый театр главным фасадом и шестиколонным портиком был обращен в сторону моря, а боковым - к Ришельевской улице. Сгорел он, будучи уже изрядно перестроенным, в 1873 году...

В 1820 году по плану, который составил инженер- подполковник Потье, началось строительство Приморского бульвара. Это одно из красивейших мест города. Бульвар расположен над крутым обрывом вблизи залива. Он ограничивается односторонне застроенной лентой зданий, тянущейся с северо-запада на юго-восток, центральную часть бульвара составляет полукруглая площадь, ограниченная двумя вогнутыми зданиями. Архитектор ансамбля известный петербургский зодчий, инженер-генерал Авраам (Абрам) Иванович Мельников, известный как автор Никольской церкви в Петербурге, собора в Кишиневе, архитектурной части многих скульптурных памятников. Фасад одного из зданий (построено в 1827 г., бывшее здание "Присутственных мест") имеет пять открытых проемов, которые оформляют парадный вход. Строгость и архитектурная величавость фасада подчеркивается белыми ионическими пилястрами (плоскими полуколоннами), поднятыми над проемами входа на высоту двух верхних этажей. Фасады завершены стройным, вытесанным из естественного камня парапетом с ажурной балюстрадой, которая смягчает резкий контраст между темным массивом карниза и светлым фоном неба, прорывающегося через сквозные отверстия.

Спокойная гладь стен двух верхних этажей, украшенных незатейливыми рельефами, простота, строгость форм и пропорций композиции, сочетающихся с торжественностью облика сооружения, хорошо передают господствующий стиль эпохи - русский ампир.

Во втором вогнутом здании до революции размещалась Санкт-Петербургская гостиница. В этой гостинице останавливался посетивший летом 1846 года Одессу великий русский критик, революционер-демократ В. Г. Белинский.

Здание было сооружено в 1829-1830 гг. Его фасады симметрично повторяют архитектуру противостоящего дома, отличаясь лишь некоторыми незначительными деталями.

Классический облик этого трехэтажного жилого дома претерпел весьма существенные изменения во второй половине XIX века. С разрешения властей здание "приспосабливали" под гостиницу, а для этого "украшали" вычурными деталями, пристраивали балконы, нарушая не только строгий ампирный стиль постройки, но и весь ансамбль площади.

В годы Великой Отечественной войны здание было повреждено вражеской авиацией. В 1948 году при восстановлении ему был возвращен первоначальный облик.

В ансамбль центра бульвара органически вписан памятник генерал-губернатору края и градоначальнику герцогу Эммануилу де Ришелье.

Интересно, что на рисунке конца 30-х годов XIX века перед памятником до самого обрыва ровное место. Идея соединения устроенного на высоком прибрежном плато бульвара с низким берегом моря сооружением широкой монументальной лестницы принадлежит А. Мельникову. Он стремился создать парадный подъем из порта в уголок Одессы, блещущий своим архитектурным убранством...

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

На рисунке: первый городской театр.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.