Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 26 (971)
10.07.2009
НОВОСТИ
Культура
Лето в городе
Экономика
Наша история
Вокруг Света
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 26 (971), 10.07.2009

"ТАК ТЯНЕТ СЮДА, В ОДЕССУ..."

Энтузиасты из Ильичевска, как выяснилось, и не подозревали, что режиссер так понравившихся им документальных фильмов о "серебряном веке" Андрей Осипов, прежде чем стать кинематографистом, окончил Одесский политехнический институт.

О чем по сей день вспоминает с явным удовольствием...

- Родился я в Сибири, но в шестилетнем возрасте попал на Украину. Среднюю школу окончил в Днепропетровской области. Вышло так, что многие выпускники нашей школы поступили в Одесский политехнический, и я решил попробовать свои силы, хотя всегда чувствовал себя гуманитарием. В институт я поступил, о чем никогда не жалел, поскольку обрел много настоящих друзей. Строго говоря, и первый фильм, "Голоса", вряд ли бы состоялся, если бы не помощь одного из институтских товарищей, ставшего известным одесским предпринимателем.

Во Дворце культуры политеха работал знаменитый СТЭМ, и я с удовольствием посещал его спектакли. Но главное, что оказало воздействие на мое становление, - сама Одесса, ее атмосфера, ее легенда, тесно связанная со многими замечательными именами деятелей русской культуры начала двадцатого века. Необыкновенное это чувство: идешь по улице и видишь неказистый с виду дом, где, оказывается, жили Валентин Катаев и Евгений Петров. Или Корней Чуковский. Или Константин Паустовский... Все это очень мощно подпитывало эмоционально.

Когда наступила пора проходить преддипломную практику, меня отправили на Воронежскую атомную станцию. Должен был я там провести полгода, но очень быстро сбежал, вернулся в Одессу и поступил на киностудию рабочим. Попал в группу режиссера Игишева, которая снимала фильм "Свадебный подарок". Фильм, честно говоря, не удался, но тот факт, что удалось изнутри почувствовать всю эту структуру, увидеть как работают такие мастера, как Куравлев, Быков, Ростоцкий, Германова, окунуться во внутреннюю жизнь съемочной группы, значил для меня очень много. Я понял, что хочу этим заниматься серьезно. Я пошел к директору киностудии Збандуту и заявил, что хочу работать на студии. Он дал "добро", но у меня уже было распределение, а в то время (начало восьмидесятых) открепляться было чрезвычайно сложно, и друзья мне посоветовали поехать по распределению, поработать, а потом вернуться на студию ассистентом. Но жизнь рассудила по-другому...

Я люблю кино, фанатично ему предан, но все равно оно для меня вторично, поскольку жизнь постоянно заставляет решать такие ребусы, такие кроссворды, в ней столько непредвиденных поворотов, интриг, что она сама по себе самодостаточна. Потому передо мной никогда не стояла дилемма: или кино или ничего. Нет кино, но зато есть друзья, общение, море, небо, горы, путешествия, открытия, искусство, поэзия, живопись, музыка и много чего другого. Однако ситуация складывалась так, что моя первая профессия - атомщика - оказалась невостребованной, потому пришлось выбирать и осваивать новые профессии. Оказавшись в Крыму, я стал работать на кабельном телевидении, занимался буквально всем: был режиссером, оператором, монтажером, ведущим, журналистом. А тем временем один мой товарищ закончил в Москве Высшие режиссерские курсы, и от него я узнал, что проводится новый набор. Мне всегда хотелось заниматься кинематографом, но я решил поступать на эти курсы исключительно затем, чтобы после всю жизнь не мучиться сознанием, что вот мог бы заняться любимым делом, да не рискнул. Короче, послал я в Москву документы и свои работы - рассказы, стихи, критические статьи - без особой надежды на успех, конкурс-то был колоссальный, но получил приглашение приехать на экзамены. Заполнил анкету из 50 вопросов, затем первый тур, второй, третий... И каждый раз видел перед собою живых классиков отечественного кино, что прямо-таки давило. Потому, когда в списке поступивших увидел свою фамилию, ощутил что-то вроде шока. Но и тут Одесса не оставила меня: ведь поступил я в мастерскую Евгения Ивановича Ташкова, начинавшего на Одесской киностудии такими фильмами, как "Приходите завтра", "Жажда", а затем прославившегося легендарным сериалом "Адъютант его превосходительства". Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с таким мастером...

На Одесскую студию я все же однажды вернулся, чтобы снять свою курсовую работу - короткометражный игровой фильм "Поединок". И тут меня выручили старые друзья, помогли раздобыть деньги. Хотя фильм был по нынешним понятиям очень дешевый, в нем ни снимался ни один из актеров-профессионалов, взял я, в основном, бабулек, которые у Киры Георгиевны Муратовой переходят из фильма в фильм. Поскольку этого фильма никто не видел, позволю себе пересказать его содержание.

Начинается фильм с того, что по фойе кинотеатра проходит уборщица, как вдруг на экране появляется Шварцнеггер, который из автомата стреляет по залу, а затем по танку, который медленно на него наезжает. И возникает дуэль танка со Шварцнеггером; сперва они стреляют друг в друга, а потом странным образом танк разворачивается и уезжает совершенно в другую сторону. Он очень долго едет, как бы наезжает на зрителя, останавливается перед экраном, медленно опускает ствол и как бы смотрит в зал. А затем я беру обратную точку, действие перемещается в театр, где несколько человек - мальчик с плеером, старушка с сумочкой, инвалид с костылями - смотрят, замерев: что же дальше будет. А танк стреляет неожиданно и резко. Потом идет панорама по разрушенному залу и мы видим бусы, костыли, плеер, из которого звучит музыка... А затем приходит уборщица и выметает все, что осталось...

Я хотел сказать этой лентой, что кино обладает колоссальной магией, но и несет колоссальную ответственность. То, что хочет выразить режиссер, оказывает на людей прямое воздействие, вплоть до физического, причем мы сами это редко понимаем. Есть люди, которые всем фильмам предпочитают американские боевики; не спорю, часто картины эти сделаны профессионально, эффектно, но столь же часто в таких фильмах таятся разрушительные вещи, воздействующие на психику зрителя, что затем трагически воплощается в реальность. Существует, правда, другая точка зрения; мол, напротив, при помощи кино зритель выплескивает свою агрессию, но я считаю по- другому. Кино - это реальность...

Были мысли и дальше работать в Одессе, но ситуация, вы сами знаете, какая.

Однако я всегда старался почаще приезжать в Одессу, не могу без нее. Хочется пройтись по Пушкинской или по Дерибасовской, спуститься в порт, услышать эту неповторимую речь, эти удивительные интонации, этот уникальный говор. Одесса дает необыкновенный заряд; но не летняя, суетливая, а осенняя, зимняя, весенняя, когда нет народа, когда город только живет воспоминаниями или ожиданием будущего сезона. К сожалению, ушла из жизни Надя Кожушаная, автор сценария такого фильма, как "Прорва" и других лент, а ведь мы с ней намеревались сделать большой полнометражный фильм об Одессе. Надя даже сценарий написала: "Прощай, Одесса".

Это должна была быть история о том, как приходит новая жизнь со своими ценностями, установками, когда все раскупается, все приватизируется, вплоть до того, что огораживается поплавками кусок моря и написано "территория Габона"... Мы с Надей бродили по Одессе, и она прониклась ощущением абсолютной непредсказуемости этого города... Да, были у нас планы, но любой постановочный фильм требует колоссальных затрат, потому все и осталось на уровне замыслов...

Наш разговор с Андреем Осиповым происходил, когда он снял лишь первый фильм из цикла о "серебряном веке" - "Голоса". Но уже тогда было понятно, что в истории кинематографа отыщется немного фильмов, которые собрали бы такое количество наград на кинофестивалях, как эта документальная лента.

Гран-при Восьмого открытого фестиваля неигрового кино России в Екатеринбурге...

Вторая премия на фестивале "Святая Анна" в Москве...

Приз "Серебряный кентавр" на фестивале "Послание к человеку" в Санкт-Петербурге...

Специальный приз на Международном кинофестивале в Карловых Варах...

Приз за лучшую режиссуру на фестивале "Золотой витязь"...

Гран-при Первого международного фестиваля документальных фильмов на Тайване...

Гран-при киевского международного кинофестиваля "Молодость"...

"Приз Европы" за лучшую телевизионную программу...

А все начиналось в нашем политехе и на нашей киностудии!

Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.