Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 36 (932)
26.09.2008
НОВОСТИ
Культура
Море и моряки
Компетентный собеседник
Проблема
Женский клуб
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 36 (932), 26.09.2008

КОРПОРАЦИЯ ДОБРОТЫ

Так называется медиа-акция, которую проводит областное радио. Ее организаторы ставят целью обратить внимание общества на какую тему, как социальная корпоративная ответственность. Для нашей газеты эта тема не внове. В прошлом году мы уже проводили дискуссию о благотворительности, в которой приняли участие депутаты, предприниматели, лидеры общественных организаций. Поэтому мы с удовольствием поддержали наших коллег и совместными усилиями провели заочный "круглый стол", предложив разным авторитетным людям высказаться по проблемам, связанным с социальной ответственностью, благотворительностью. Высказывания мы дополнили рассказами о тех, кто непосредственно занимается практической реализацией благотворительных акций.

ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ
(вступительный комментарий)

Мы привыкли полагать, что инвестиции делаются ради будущих доходов. Потому понятие это абсолютное большинство наших сограждан связывает с бизнесом. Однако существует еще и т.н. социальное инвестирование; там речь идет о таких проектах, которые обеспечивают не прибыль, а развитие общества. Это не стандартная благотворительность, хотя она и является составной частью социального инвестирования, это нечто большее: поддержка общественных начинаний, которые улучшают качество жизни как конкретных людей, так и всего общества.

Нынче человечеству угрожают болезни как социальные (наркомания, религиозный фанатизм и т.п.), так и физические - вроде СПИДа. Это побуждает сильных мира сего поддерживать разного рода социальные проекты. Понятно, что сами "владельцы заводов, газет, пароходов" не станут вникать в детали тех или иных социальных проблем, зато они могут поддержать те общественные структуры, которые занимаются социальной работой. Таким образом представители бизнеса осознают свою социальную ответственность перед обществом.

В Украине в силу разных причин социальная корпоративная ответственность находится в стадии становления. Тем не менее общество развивается, благотворительность перестает быть "подвигом", о котором надо немедленно оповещать все СМИ, а становится нормой жизни. К сожалению, наши земляки, включая бизнес-элиту, до обидного мало знают о тех хороших общественных начинаниях, которые реализуются в их родном городе, о тех людях, благодаря которым понятие "социальная ответственность" обретает зримые очертания, можно сказать, плоть и кровь. Такие люди составляют своего рода корпорацию доброты. Отсюда и название нашей медиа-акции.

"КРУГЛЫЙ СТОЛ"

Елена Голубева, журналист: "До революцию благотворительную деятельность можно было сопоставить по размаху с целой отраслью промышленности, в которой крутились миллионы крепких царских рублей. Развитой системы налоговых льгот для благотворительной деятельности не существовало, пожертвования были образом жизни. Как же нам действовать сейчас, когда в помощи и поддержке нуждается бесконечно больше людей, чем сто лет назад? Да хотя бы почаще вспоминать о дореволюционных меценатах и доказывать, что их дела не забыты. Устанавливать памятные доски, присваивать звание "почетного гражданина", которое - пусть так - давало бы преимущества в бизнесе. Перенять систему налоговых льгот, принятых в западных странах. Использовать гигантские возможности масс-медиа, которых не было у прежних градоначальников. Нелишне вспомнить, что в дореволюционной России практиковался налог на азартные игры - с каждой распечатываемой колоды карт определенный процент отчислялся в пользу богоугодных заведений. Если активизировать этот неисчерпаемый ресурс, не требующий, кстати, никаких капиталовложений, то бюджетные средства покажутся каплей в море. Но даже помимо этого красивого решения существует много апробированных форм работы с гражданами, которые готовы поделиться не последней условной единицей ради того, чтобы жить в красивом и благополучном городе.

ДОСТУЧАТЬСЯ ДО СЕРДЦА

Руководитель Ассоциации женщин Суворовского района Клавдия Матвеевна Шикина за восемь лет деятельности своей организации, повидала, как говорится, многое и многих. Чтобы оказывать помощь нуждающимся, ей приходится постоянно контактировать и с власть имущими, и с бизнесменами. Нередко ей приходится убеждать последних (которые ох как трудно расстаются со своими деньгами!) в том, что благотворительность, в конечном счете, идет и им во благо. Задача эта непростая, Однако, несмотря на все трудности и проблемы, с которыми приходится сталкиваться Клавдии Матвеевне в процессе своей общественной деятельности, она убеждена, что души у большинства людей (в том числе и у богатых) вовсе не черствы. И если люди видят, что общественники реально помогают нуждающимся, попавшим в беду, они непременно помогут.

Вот история, которая, по мнению Клавдии Матвеевны, прекрасно иллюстрирует это ее убеждение.

- Пять лет назад, - рассказывает К. М. Шикина, - наши волонтеры делали обход семей, в которых проживают дети, находящиеся под опекой. Зашла в дом на Сортировочной. Двери приоткрыла девочка. Поскольку бабушки дома не было, то в квартиру она меня не пустила, и мы разговаривала через дверную щель. Когда я спросила ее, в чем семья особенно нуждается, то услышала раздирающий душу ответ: "А у нас, кроме газовой плиты и радиоточки, ничего нет".

Оказалось, что непутевая дочка оставила своей матери сразу четырех детей - Вику, Костю, Дениса и Руслана. Назвать условия, в которой жила эта семья, нищетой, значит не сказать почти ничего. Клавдия Матвеевна тут же забила тревогу, стала обращаться во все районные и городские инстанции, к предпринимателям, наконец, просто к добрым людям. Первыми откликнулись волонтеры-голландцы. Они отдали семье свой холодильник, привезли одежду, продукты питания, моющие средства. Начальник морского торгового порта Николай Павлюк (который, кстати, особенно активно помогал женщинам в их благородной работе) прислал в подарок телевизор, а его супруга привезла для детей два мешка вещей. Депутат горсовета Сергей Страшный выделил для ребят ежемесячное пособие. Семью удалось оформить на получение ежемесячных продуктовых наборов. Но самым сложным было сделать ремонт: ведь это стоит таких денег!

Клавдия Матвеевна подключила депутатов горсовета, руководителя благотворительного фонда "ХХI век" В. Н. Зайкова, выступала по телевидению. Не было, пожалуй, такого телеканала, корреспонденты которого не побывали бы на Сортировочной. Она дошла аж до заместителя городского головы. И, что самое замечательное, нигде и ни от кого не получала отказа. Люди видели, что женщины стараются не для своей славы, а для конкретной семьи, для детей, оказавшихся в трудном положении...

Гигантские усилия Клавдии Матвеевны и ее волонтеров не остались без отклика: постепенно квартиру отремонтировали, обставили мебелью, повесили ковры. Старшую девочку устроили учиться в ПТУ, Ассоциация подарила ей швейную машинку. Худо ли бедно, но жизнь в приемной семье наладилась. И Клавдия Матвеевна тут самый дорогой и любимый гость.

Подобных историй у К. М. Шикиной (кстати, недавно она была отмечена званием "Женщина года-2007" в номинации "Общественно-политическая деятельность") немало. И все они показывают: достучаться можно до любого сердца. Но лишь при том условии, если ты реально делаешь добро другим.

"КРУГЛЫЙ СТОЛ"

Юрий Шендеровский, председатель областной организации работодателей, председатель правления ОАО "Черноморполиграфметалл": "Когда мне говорят о социальной ответственности бизнеса, я соглашаюсь, что это очень важно и нужно, но тут же задаю вопрос: о чем может идти речь, когда у нас такое налогообложение, что только успевай выживать?! В этих условиях работодателям часто не до социальных вопросов. И если уж речь идет о "социалке", то мы заботимся, прежде всего, об условиях труда и жизни своих работников: улучшении бытовых условий, медицинского обслуживания, помощь ветеранам предприятия и т. п. Кстати говоря, это все имеет прямое отношение к социальной корпоративной ответственности. А уж если что-то остается из доходов предприятия, тогда, конечно, оказываем помощь школам, больницам.

Раиса Краева, социальный педагог: "Нравится нам это или нет, но пока что очень многое зависит от личности. Вот, к примеру, одним из постоянных спонсоров детских соревнований по скалолазанию является Вячеслав Бурденюк. Он медик по образованию, альпинист по страсти, в свое время уехал за рубеж, но недавно вернулся в Одессу. "Много средств выделить не могу, - говорит он, - но почему не помочь малышам, тем более что спортивное снаряжение - мой профиль".

Или пример, который может показаться немного экзотическим: фотограф из Нидерландов Роберт Хаукс, попав в Одессу, настолько проникся проблемами наших "детей улицы", что стал им серьезно помогать. Не требуя, кстати, за то ни славы, ни официального признания.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬ "ОН-ЛАЙН"

Голландский фотограф Роберт Хаукс уже второй год приезжает в Одессу. Его увлекла работа с нашими "детьми улицы" - проект "Уличная школа фотографии". У Роберта уже есть опыт подобных съемок в Великобритании, Болгарии, Румынии и Молдове, однако именно в нашем городе у него возникли не просто добрые отношения, а настоящая дружба как с детьми, которые благодаря ему постигают азы настоящего фоторепортажа, так и со взрослыми, которые помогают ему в реализации этого уникального проекта.

Самое интересное, что, придумав свой проект, Роберт не стал искать поддержки у каких-либо фондов и программ, а просто нашел в Одессе "сообщников" и приехал. За свои деньги он не только путешествует, но и помогает нашим детям. При этом он вовсе не считает свою деятельность благотворительностью.

- Я просто предлагаю детям взаимодействие, - говорит Роберт Хаукс, - и они либо соглашаются мне доверять и работать со мной, либо нет. На улицах Одессы в свой первый приезд я общался со многими детьми и подростками, но только шесть человек поверили мне и прошли, так сказать, нашу школу. Эти ребята дали мне, возможно, даже больше, чем я им. А то, что я их кормил и одевал, так это просто необходимое условие: художник, может быть, и должен быть голодным, но уж никак не доходягой, и не в обносках же ходить среди людей в городе.

И я был очень рад, когда этим летом встретил своих юных друзей в изменившихся социальных условиях. Они уже - не "дети улицы". Зоя, например, пристроилась в благотворительном фонде. Миша и Таня поехали к родственникам. Руслан устроился торговать дисками. Юра и Рита попали в городской социально-психологический центр.

Этим летом и проект Роберта выглядел уже иначе: он провел свою фотошколу в условиях палаточного лагеря, где были более-менее благополучные дети, а потом блиц-школу в центре реабилитации.

Но вот продолжение его отношений с некоторыми ребятами - это уже ближе к благотворительности.

- Я пытаюсь принять участие в судьбе Юры, - рассказывает наш голландский знакомец. - Хотя он уже почти год находится вне улицы, но нет никаких гарантий, что это окончательный его выбор. У мальчика по-прежнему нет позитивного сценария в жизни: он нерегулярно учится, у него нет стабильных социальных перспектив.

Роберт Хаукс относятся к тем людям, для которых важно конкретно помочь человеку. Он жалеет, что не настолько обеспечен, чтобы забрать того же Юру к себе, оплатить его лечение, дать ему образование, словом, обозначить перспективы. Но благодаря Роберту с мальчиком занимается учитель по базовым предметам, чтобы он мог догнать своих ровесников и учиться в нормальной школе. Отрадно уже то, что Юра и его друзья начали с интересом читать книги, которые куплены для них на деньги голландца.

Судя по рассказам Роберта, проблема "детей улицы" - не украинский феномен; во многих странах Европы ситуации похожи. Разве что там тратят на приюты и центры больше бюджетных и спонсорских средств. Но передовые педагоги Запада считают, что если в приютах царит казенщина, то, сколько бы там ни было красивых унитазов и игрушек, - это пустота для ребенка и нулевое вложение денег в судьбы будущих поколений. Все зависит от микромира, который создан вокруг ребенка. Роберт Хаукс, не будучи профессиональным педагогом, сам пришел к подобному выводу.

- Конечно,- мечтательно говорит голландский фотограф, ставший другом одесской детворы, - я хотел бы, чтобы как под действием волшебной палочки все вдруг изменилось к лучшему. Но я - реалист и потому хочу принести реальную пользу. Я готов, к примеру, поддерживать семью, которая взяла бы на воспитание Юру. Мне небезразлична судьба маленькой Кати, у которой болеют родители и которая, по сути, вынуждена жить на улице. Я готов помогать в конкретных нуждах другим ребятам, которые побывали в моем проекте.

Из многих определений своей деятельности Роберт Хаукс выбрал такое: "благотворитель он-лайн". И хотя сейчас он довольно далеко от своих юных одесских друзей, но его продолжает интересовать их судьба, он хочет принимать самое активное участие в процессе их возвращения к нормальной жизни.

СЛОВО - МИХАИЛУ ЖВАНЕЦКОМУ

- Благотворительность - это добровольное дело. Иногда довольно опасное. Это никак не стимулируется государством. Я не знаю, каковы законы в Украине, но, так как Украина идет вслед за Россией по всем этим законам, я думаю, - они тоже налогами не поощряют эту деятельность.

А относительно того, как на благе дела добывать деньги: К сожалению, это вопрос изворотливости, изощрённости, банкетов... Меня всегда немножко шокировали банкеты - встречи, которые устраивались в центре Бориса Литвака. Шокировали потому, что я был молод и глуп. А сейчас понимаю, насколько это важно было - собрать людей. И всегда появлялся человек, который оставлял какие-то деньги здесь. Кроме артистов, которые выступали. Что там мы можем оставить? Вот поэтому законодательно надо облегчить участь тем, кто хочет и может дать деньги. Они поэтому покупают чёрт те что: яхты, футбольные клубы. Всё, что угодно! Потому, что нет законов, которые бы облегчали жизнь всем спонсорам.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Проблемы, связанные с практической реализацией идеи социальной корпоративной ответственности, велики и многогранны. В этой публикации мы прикоснулись к некоторым "болевым точкам". Будем благодарны тем читателям, кто захочет высказать свое мнение, внести предложения. Ждем ваших откликов.

Материал полосы подготовили
Александр ГАЛЯС
и Геннадий СТЕПАНЕНКО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.