Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 28 (924)
1.08.2008
НОВОСТИ
Культура
Тема номера
Образование
Юбилей
История
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 28 (924), 1.08.2008

NULLA REGULA SINE ESCEPTIONE

(Нет правил без исключения)

Как часто мы впопад и невпопад бросаемся пословицами и поговорками. Так, услышав о творческом дебюте наследника известной фамилии, мы заученно твердим застрявшую в уме банальность "Природа отдыхает на детях". А затем, удивленно оправдываемся, прячась за еще одной афористической формулой: "Нет правил без исключения".

Художник Андрей Коваленко далеко не дебютант. Начало его творческой деятельности приходится на 1993 год. За его спиной более 30 выставок, в том числе - 6 персональных, включая последнюю, открывшуюся в Одесском художественном музее. Он - член Союза художников. Но его беда и счастье в том, что он - сын гордости Одессы, сын легендарного Юрия Коваленко. Да и мать Андрея - интересный, самобытный художник, преподаватель Грековки Светлана Шведова-Коваленко внесла немалую лепту в ту ситуацию, когда молодому творцу приходится доказывать, что на нем природе отдохнуть не удалось. А это значит не только доказать, что ты талантлив, но и найти свой путь в искусстве, свой собственный мир. С одной стороны, доказывать кому-то что- либо - занятие трудное и чаще всего неблагодарное. С другой стороны, отсутствие презумпции невиновности в вопросе "отдохнула ли на тебе природа" толкает на поиск оправдывающих доказательств, а ПОИСК - всегда ПОИСК, и, простите, говоря снова словами поговорки-цитаты, "Кто ищет, тот всегда найдет". Найдет свою манеру, свою тему, свои краски, свою интонацию. Впрочем, настоящий Художник (живописец, поэт, писатель, артист) всегда находится в творческом поиске. То, что хотелось делать вчера, сегодня уже кажется неинтересным. Те, кто помнит работы Андрея, выставленные им в 2000 году в Одесском музее западного и восточного искусства, сравнивая их с работами, экспонирующимися на нынешней выставке, не могут не отметить, что художник отошел от желания писать большие полотна. Но в его небольших по формату картинах сегодня в большей мере сконцентрирована экспрессия. Однако зачем возвращаться в 2000 год. В пресс-релизе к выставке я нашла такую фразу: "Нынешняя экспозиция презентует человека в пути, динамичного, следующего своим курсом, ищущего, обладающего мощной творческой потенцией. Потому, быть может, в глаза бросается некоторый тематический и жанровый сумбур. Он пробует себя в романтизированном пейзаже, в конкретизированном пейзаже, в романтизированном портрете, в конкретизированном портрете и проч." И все же, в первую очередь, Андрей - художник-экспрессионист. Это чувствуется во всех его работах - в пейзажах, неважно, пишет ли он морской пейзаж, или свой любимый лес, или городские улицы, в портретах. Во-вторых, он художник-сказочник. "Ага", - скажете вы, - "Значит, все же принял он из рук отца эстафету". В какой-то мере - да. Но его сказки, в отличие от отцовских сюжетов, светлые, радостные, жизнеутверждающие. Недаром, на мой вопрос - не хотелось бы ему попробовать себя в сценографии, оформить какой-нибудь сказочный спектакль, Андрей ответил мечтательно-утвердительно. Не следует забывать, что творческое кредо Коваленко-отца формировалось в годы борьбы за право писать так, как душа просит, когда рождались новые направления в живописи. А перед Андреем в период становления открывался творческий простор. Ступай по любому пути, работай в любом направлении. Прими любую эстафету. Такой свободе не позавидуешь, можно и потеряться. Впрочем, что значит принять эстафету? Глядя, например, на городские пейзажи Коваленко, я невольно вспомнила Шагала. Но я не увидела какого-то подражания, цитирования. Зато я почувствовала преемственность духовную. И способность видеть все в своей собственной системе координат. Способность придумывать свой мир, стилизовать его в каких-то парадоксально реальных нереалиях. А если уж говорить об эстафетах... Но дадим слово самому Андрею:

- Мой детский мир был не миром сказок, а миром живой природы, миром таинственных лесов Черниговщины. Отец каждое лето вывозил нас в Прилуки. Утром он выходил в сад и брался за кисть. А я стоял рядом и смотрел. Лес для меня ближе моря.

Вот и еще один парадокс. Далекий лес ближе моря, которое "синеет за бульваром"?! А может быть, это и не парадокс. Ведь лес - это место, где родятся сказки, где можно дать волю фантазии. Лес - это духовное наследие отца, его эстафетная палочка.

Вот и портрет отца Андрей пишет в своей стилизованно сказочной манере. И Юрий Коваленко предстает перед нами этаким лукавым славянским богом леса - Лесовиком.

Елена КОЛТУНОВА.

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.