Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 28 (875)
3.08.2007
НОВОСТИ
Культура
Память
Одесситы на войне
Актуальная тема
Обратная связь
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 28 (875), 3.08.2007

ПОСЛЕДНЯЯ ПРЕМЬЕРА НА ЧУЖОЙ СЦЕНЕ

Если верить обещаниям, то труппа Оперного театра уже в конце сентября вернется на свою сцену. А как им не верить, когда прошел аукцион по продаже билетов на первый спектакль. Так что состоявшаяся 18 июля премьера оперы Николая Аркаса "Катерина" - это последняя премьера на чужой сцене.

СПРАВКА. Опера "Катерина" была поставлена на сцене Одесского оперного театра в 1989 г. Режиссер-постановщик Георгий Дикий, дирижер-постановщик Давид Сипитинер, художник-постановщик Наталья Бовзенко- Зинкина. Премьера оперы была приурочена к 175-летию Тараса Шевченко, поскольку ее автор - украинский музыкант, композитор, сочинитель романсов и актер Николай Николаевич АРКАС (1853-1909) положил в основу написанного им самим либретто поэму Тараса Шевченко "Катерина". "Катерина" - единственная украинская опера на сюжет Великого Кобзаря. Думается, все помнят, что в поэме идет речь о трагической судьбе девушки, соблазненной и брошенной офицером-москалем, изгнанной из дома отцом, не пожелавшим жить под одной крышей с "покрыткой", и покончившей жизнь самоубийством. Аркас очень удачно ввел в либретто еще один персонаж: образ парубка Андрия, влюбленного в Катерину, создав, таким образом, некий любовный треугольник, усиливающий драматургию спектакля. Музыка оперы очень мелодична, задушевна, в ней есть дух украинской народной песни, хотя прямого цитирования мало. Более того, современники Аркаса упрекали его в итальянизмах. Первое представление оперы состоялось 12.02.1899 г. в московском театре "Аквариум" в исполнении труппы М. Крапивницкого, в которой, кстати, служил и Аркас.

Таким образом, формально прошедший 18 июля спектакль следовало считать не премьерным, а "восстановленным". Но я совершенно сознательно пишу "премьера", потому что более пяти лет прошло с тех пор, как последний раз звучала эта опера в исполнении солистов нашего театра. И хотя заслуженная артистка Украины Галина Жадушкина, буквально по крупицам восстанавливая спектакль, бережно отнеслась к редакции Георгия Дикого, но работать ей пришлось практически с новым составом исполнителей. А еще великий Товстоногов утверждал, что каждый новый актер - это новый спектакль. Поэтому мы и можем говорить о премьере, тем более что замечательные не только вокальные, но и актерские работы молодых певцов Ольги Сподаревой (Катерина) и Валерия Регрута (Андрий) и таких опытных певцов-актеров, как заслуженная артистка Украины Надежда Шакун (мать) и народный артист Украины Анатолий Бойко (отец) - это заслуга Галины Жадушкиной.

Незабываемое впечатление производит финал второго акта, когда Катерина окончательно понимает, что родители неумолимы и ей с младенцем придется покинуть отчий кров. На лице певицы возникает выражение такого отчаяния, такого ужаса, которое трудно забыть. Да и весь третий акт - прощание с ребенком, сцена с Иваном (заслуженный артист Украины Павел Ермоленко) Ольга Сподарева проводит очень убедительно. Прекрасно и вокально, и актерски сделаны сцены Катерины и Андрия. Очень радует, что вновь, после большого перерыва, на сцене нашей оперы можно услышать Валерия Регрута, обладателя сильного тенора красивого тембра (в свое время этот певец произвел на меня отличное впечатление в партии Арлекина в опере "Паяцы").

Если Павлу Ермоленко и Анатолию Бойко пришлось только вспомнить свои партии (эти певцы были их первыми исполнителями), то Надежде Шакун - первой Катерине - нужно было войти в образ, точнее, в душу матери, которая, подчиняясь мужу, отрывает от своего сердца любимую дочь и малютку-внука. Прожитая певицей в свое время судьба Катерины, позволила Шакун-матери яснее прозреть трагедию дочери, сделала ее партию предельно достоверной.

Я не назвала еще одного "старожила" спектакля. Как и на премьере 1989 г. за пультом стоял заслуженный деятель искусств Украины Давид Сипитинер, уверено ведущий за собой оркестр. Говоря о маэстро (вступающего в свой 55-й сезон в Одесском театре), в первую очередь хотелось бы отметить его корректность по отношению к вокалистам. Даже в условиях плохой акустики Театра музыкальной комедии, оркестр ни в одном музыкальном эпизоде не заглушал певцов.

"Катерина" далеко не единственный спектакль, поставленный заново или восстановленный за время скитаний Одесского оперного театра по чужим сценам. Театру есть с чем вернуться в родной дом. И неважно, был ли раньше такой спектакль в афишах театра, или нет, потому что, поговорка новое - это хорошо забытое старое, не всегда верна. Думаю, что в данном случае она оправдывается лишь частично. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Нельзя восстановить спектакль, не внеся в него свежую струю. И мне кажется, что такую свежую струю внесли в старый спектакль новые исполнители и режиссер восстановления Галина Жадушкина.

Елена КОЛТУНОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.