Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 16 (863)
04.05.2007
НОВОСТИ
Культура
Пережитое
Юбилей
Образование
Мужской клуб
Криминал
Здоровье
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 16 (863), 04.05.2007

ФЕСТИВАЛЬ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

2. АХ, ВОЙНА, ЧТО ТЫ, ПОДЛАЯ, СДЕЛАЛА

(Продолжение. Начало в № 15.)

Из того, что уже было сказано, очевидно, что тема войны по-прежнему волнует людей. И этой теме прямо или косвенно посвящен ряд фильмов, представленных на Третьем международном кинофестивале документальных фильмов "КОНТАКТ".

Выше уже упоминался фильм "Неллике", в котором на судьбе героини Вторая мировая война оставила свой след. Огромное впечатление на зрителей произвела кинолента австрийского режиссера Петера Форгаша "Мисс-Вселенная-1929" об исковерканной судьбе необыкновенной красавицы Лисл Голдарбайтер. А был еще внеконкурсный польский фильм Малгоржаты Имельской "Скажи, почему", в котором жизнь и счастье героев разбиты потому, что он попал в Освенцим, а она была угнана на работы в Германию. Финский режиссер Ари Легикойнен в своем фильме "Ад в Финском заливе" рассказал о самой крупной минной катастрофе, случившейся в 1941 году, когда на минах подорвались 60 кораблей и погибли 16 тысяч человек. Лишь 65 лет спустя после трагедии приступили к подъему затонувших судов.

И снова об уже упоминавшейся киноленте "Сувениры" Шагира Коена. Сын и старик-отец отправляются из Израиля в Европу, чтобы пройти по следам знаменитого еврейского батальона, входящего в состав Британской армии во время Второй мировой войны. Их путь лежит через Италию, где в братских могилах лежат боевые товарищи старика – одного из рядовых бойцов этого батальона. Конечная цель – Голландия, где в конце войны стоял батальон. Романы бойцов с молодыми голландками, просившими оставить им на память "сувениры", были и у старика, в те годы совсем молоденького солдатика. И он рассказывает сыну, что в Голландии, возможно, у него есть двое детей. Вот на их поиски и отправляются отец с сыном (фильм снят сыном – израильским режиссером). Теплый, лиричный, мелодраматичный фильм сделан с мягким юмором, но костяком фильма служат хроникальные архивные кадры, запечатлевшие боевые подвиги бойцов еврейского батальона. Фильм не получил наград, хотя и обсуждался жюри. Его опередил другой израильский фильм – "Мост через Вади" Барака и Тойман Хейманн, рассказывающий о первой арабско- израильской школе, призванной растить новое поколение в духе межнациональной толерантности, о трудностях, с которыми столкнулись родители и педагоги, о преодолении этих трудностей. Фильм получил Первую премию Международного жюри в номинации "полный метр". Однако фильм "Сувениры" тоже не оказался обделенным – две телекомпании выразили желание приобрести эту киноленту.

Особое место в ряду фильмов, связанных с темой Второй мировой войны, стоит картина австрийского режиссера Штефана Гаупта "Песня про Аргириса". В этой полнометражной документальной ленте рассказывается о трагедии греческого села Дистомо, жители которого были жестоко уничтожены немцами в 1944 году. Судьба Агририса, оставшегося в три года без родителей, сложилась, вроде бы, благополучно – он в числе других пострадавших от войны детей попал в Швейцарию, получил образование, стал известным ученым, но "пепел Дистомо стучит в его сердце" по сей день. Картина произвела большое впечатление, многие были убеждены, что она попадет в число призеров, и если бы на фестивале был учрежден приз зрительских симпатий, то фильм, безусловно, его бы получил. Тем более, что в картине поднимается вопрос о сегодняшнем отношении к жертвам фашизма.

Этот же вопрос тревожит режиссера из Великобритании Джеса Бенстока, показавшего во внеконкурсной программе свой 10- минутный фильм "Холокост-турист", выделенный в особое событие фестиваля. Впечатления туристов от Освенцима сводятся к обсуждению ими хот-догов, съеденных в Освенциме. То же происходит и в Кракове... "Что произошло с "БОЛЬШЕ НИКОГДА"? – спрашивает Джес Бенсток.

И еще один взгляд на войну, на порождающую ею жестокость. Международное жюри наградило специальным дипломом фильм французского режиссера Жоан Габриель Периот "Даже если бы она была преступницей". На фоне празднеств по случаю победы над фашизмом происходит жестокое, зверское издевательство над женщинами, обвиненными в связях с немцами. Им наголо обривают головы, рисуют на щеках свастики, плюют в лицо, избивают. "Война кончилась – зверства продолжаются", – говорит автор, сумевшая за 6 минут вскрыть еще одно страшное последствие войны.

До сих пор мы говорили о фильмах, в которых Вторая мировая война шла не на нашей земле. Впрочем, в третьей части тетралогии Ежи Гоффмана "Украина. Рождение нации", показанном во внеконкурсной программе, Отечественной войне на территории Украины, отведено значительное место. Но о фильме Гоффмана – позже.

Еще одна лента молодого украинского режиссера Дмитрия Захаровича краешком коснулась наследия войны. "Кирил?вський гай" – самый большой дикий парк Украины, о запустении, замусоривании которого, об уничтожении в нем памятных мест говорится в картине. Этот парк территориально связан с Бабьим Яром...

И еще одна значительная проблема, оставленная в наследие войной и отраженная в фильме Андрея Романькова "Противостояние". Проблема противостояния ветеранов Великой Отечественной войны и бойцов УПА. (Об этом, кстати, говорится и в фильме Гоффмана).

(Окончание следует.)

Елена КОЛТУНОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.