Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 37 (833)
22.09.2006
НОВОСТИ
Культура
Скандалы
Пережитое
Тема номера
Вопрос - ответ
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 37 (833), 22.09.2006

ДИСКУССИЯ

ПОЧЕМУ ДАЮТ ВЗЯТКИ?..

Некоторые шутники могут сказать:

- Никакого вопроса тут нет. Дают - потому что берут. И все дело... И все же, не конкретизируя каждый взяткослучай, можно проследить здесь четыре основные причины:

- дают, потому что сами берут;

- ради выгоды;

- потому, что все так делают;

- из-за отсутствия чувства собственного достоинства.

Вот о чувстве собственного достоинства мы с вами и поговорим в этих заметках.

Я все думал - писать мне на эту тему или не писать, пока одна из моих знакомых не рассказала мне о своем внуке...

Ему 21 год. Он заканчивает среднее учебное заведение. И все в один голос - и педагоги, и учащиеся называет его наглым. А почему? Вы только послушайте.

Сдает он матчасть. До этого был полгода на практике. Преподавателю этой дисциплины все всегда давали "на лапу". А он не дал. Экзаменатор ему говорит:

- Ты ничего не знаешь.

А парень в ответ:

- Я все знаю. И практику, и теорию. Ваше дело спрашивать... Выслушав ответы, экзаменатор говорит:

- Ладно, ставлю тебе четверку.

- Нет, - отвечает парень, - спрашивайте еще: я знаю на пятерку.

И в результате этот "наглец" получает пятерку.

Второй случай. Экзамен по английскому языку. Всеобщий мандраж. Экзаменующиеся сбрасываются но тридцать долларов. Наш парень денег не дает. Благодаря домашему воспитанию он прекрасно знает английский и опять получает пятерку. Однако, поскольку англичанка ему нравится как хороший педагог, он покупает коробку хороших конфет и преподносит ей презент вместе с цветами...

- Какой наглец, - говорит бабушка и смеется.

- Какой молодец! - восклицаю я. - У него есть чувство собственного достоинства. Ваш внук - ЛИЧНОСТЬ, и вы должны только радоваться... Так что же это такое - ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА?!

Вот еще определение Готхольда Эфраима Лессинга (1729-1781): "Достоинство человека измеряется не той истиной, которой он владеет, а тем трудом, который он приложил для ее приобретения".

Великолепно - вы не находите?! Немецкий писатель-просветитель XVIII века сразу берет, что называется, быка за рога. Он показывает нам, что ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА не сваливается с неба, как манна небесная, а вырабатывается, ВОСПИТЫВАЕТСЯ. И чем больше сил вы потратили на это воспитание, тем более оно для вас ценно. И тем больше вы станете им дорожить.

Все в мире относительно и соотносительно, только чувство собственного достоинства, как и талант, самодостаточны - они или есть, или их нет. Нельзя иметь 1/3, или 2/3, или 1/4 чувства собственного достоинства, как нельзя быть "слегка или наполовину беременной".

Конечно, если ребенок воспитывается в нормальной, здоровой семье, чувство собственного достоинства он впитывает с молоком матери. Но когда у нас десятки тысяч детей-сирот, лишенных родительской опеки, а также истязаемых и побиваемых своими родителями - морально и физически - то для таких воспитать в себе это так необходимое в жизни чувство - большая проблема. Не обращая должного внимания на детей-сирот, безотцовщину, на детей, лишенных должного родительского присмотра, и т.п. - наше общество ставит себя, как сейчас говорят, перед "глобальными проблемами". На месте чувства собственного достоинства может вырасти эгоцентризм, себялюбие, мизантропия, человеконенавистничество, озлобленная маниакальность. Все это - антиподы здоровому, природному чувству собственного достоинства. Недаром говорят - и в шутку, и всерьез: наши недостатки - это продолжение наших достоинств...

Но вернемся в наши учебные заведения - средние, средние специальные, высшие. Если учитель кричит на ученика, топает ногами и пр. - это унижает чувство собственного достоинства и ученика и учителя. Если педагог высшей школы, обремененный степенями и званиями, кричит и топает ногами на своего рядового коллегу - он унижает его чувство собственного достоинства и свое тоже. Я бы даже сказал больше: такой горе-педагог профессионально непригоден, ибо кому много дано, с того много и спрашивается. Ну а взяточник-педагог любого уровня - это то, что совершенно не соответствует здравому смыслу.

К сожалению, в нашем нынешнем перевернутом обществе - "и невозможное возможно". Я вам больше скажу: государству управлять, а точнее - МАНИПУЛИРОВАТЬ "биомассой маленьких украинцев" (кто-то ведь из "больших украинцев" так выразился), - куда как сподручнее, чем ЛИЧНОСТЯМИ. Хотя еще известный английский экономист XIX века Джон Стюарт Милль (1806-1873) говорил о том, что "достоинство государства зависит в конечном счете от достоинства образующих его личностей"...

Увы - это сегодня не про нас. Остается лишь надеяться, что со временем будет появляться все больше и больше людей, которые не станут пасовать ни перед зарапортовавшимся педагогом из учебного заведения любой аккредитации, ни перед зажравшимся политиканом, ни перед заворовавшимся чиновником. Ибо, как заметил видный английский государственный деятель, дипломат и писатель Филипп Домер Стенхен Честерфилд (1694-1773): "Сознание своего достоинства делает умного человека более скромным, но вместе с тем и более стойким" (подчеркнуто мной - А. Ш.). А древнегреческий философ Эпиктет искренне соболезновал: "...Жалко, когда человек теряет свою истинную собственность - свое человеческое достоинство.

Но можно ли потерять то, чего не имеешь?.. Сначала - давайте! - приобретем.

Анатоль ШАХЛИЕВИЧ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.