Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Рис. А. КОСТРОМЕНКО

Номер 41 (734)
15.10.2004
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 41 (734), 15.10.2004

К 90-летию со дня рождения Тура Хейердала

КАК ИНКИ В СТАРИНУ

Плавать по морю необходимо.
Жить – не так уж необходимо.

Гней Помпей.

Неумелое увлечение плодами цивилизации нарушает равновесие природы.

Т. Хейердал.

В этом выражении – весь Тур Хейердал, сочетавший в себе черты совершенно современного и прогрессивного ученого и дикаря, восторженно преклонявшегося перед величием природы и обожествлявшего Небо и Океан...

Наверное, мы слегка погрешили против истины, когда предположили, что первым судном был Ноев ковчег. Все-таки ковчег был богоданным нововведением, а первым изобретением прачеловека был все же плот – первое плавучее транспортное средство, созданное руками человека. Именно плот, а вовсе не долбленый челнок. Ведь постройка долбленого челнока весьма трудоемка. Она требует обработки дерева о помощью острых каменных орудий и огня.

Но если под руками есть вдоволь леса, особенно таких чудесных деревьев, как бальса (или бальзовое). "Бальсос" – так называли плот аборигены Перу. На таких плотах, идущих под парусом, плавали вплоть до XVIII века. И где? Не в тихих лагунах, а в тропических водах Тихого океана. В средней части бальсас имел двуногую мачту с прямоугольным парусом. Основу плота составляли крепко связанные между собой бальсовые бревна. Их располагают подобно трубам в органе: самое длинное бревно – в середине. Поверх основы укладывали настил из тонких бревен, к ним крепились низкие перила. Вся конструкция стягивалась тросами. Посредине плота ставили бамбуковую хижину. Вместо руля использовали деревянные выдвижные кили – гуары, которые просовывали в щели между бревнами и попеременно погружали их в воду или поднимали. Плот можно было поворачивать как угодно. И самое главное – на таких плотах можно было плыть куда угодно.

На таких плотах плавали еще инки. На них они переселялись с одной земли на другую. Не страшась ни бурь, ни неизвестных морских течений, ни ужасных морских чудовищ. И плыли, как поется в стариной полинезийской морской песне, "под парусом всегда на восток, навстречу восходящему солнцу".

Из путешествий, которые совершили в течение последних нескольких десятилетий ученые, моряки и просто любители необычайного, пожалуй, два выделяются своей целенаправленностью: это путешествие на "Кон-Тики" Тура Хейердала с товарищами и, конечно, единственное в своем роде путешествие "по своей воле" французского врача Алена Бамбара.

Тур Хейердал родился 16 октября 1914 года в Ларнике на севере Норвегии и учился в университете Осло на факультете зоологии и географии. Воевал с фашистами.

В 1936 году он вместе с женой совершил путешествие на остров Фатухина в Маркизском архипелаге Тихого океана и был очарован природой этих мест и местной полинезийской культурой. Он обратил внимание на несомненное сходство облика местных жителей с внешностью перуанских инков. У него возникла мысль, что население островов Тихого океана инками происходило водным путем, на плотах из бальсового дерева.

Тогда же у неге зародилась идея совершить плавание на аналогичном плоту. Тур Хейердал имел совершенно определенную цель – доказать свою гипотезу об американском происхождении предков жителей Полинезии. Плот "Кон-Тики", построенный норвежским исследователем, был точной копией древних перуанских бальсовых плотов, на которых когда-то прибрежное население Перу занималось рыболовством и, возможно, ходило в дальние плавания.

В 1947 году на хорошо оснащенном и снабженном всем необходимым плоту Хейердал с группой единомышленников совершил науный подвиг. Он доказал, что одним из путей расселения людей на острова Полинезии может быть восточный вариант, и что бальсовые плоты – свидетельство высокой техники и знаний людей, живших задолго до нас, могли служить для этих целей с большим успехом.

Теория Хейердала подкрепилась великолепной по организации практикой. Все участники плавания вернулись живыми и здоровыми, с массой впечатлений и новым представлением об океане и его обитателях, физически окрепшими и всемирно прославленными, в первую очередь, на своей родине.

В 1969 и 1970 годах Хейердал совершил еще одно плавание – по Атлантическому океану на точных копиях древнеегипетских папирусных судов "Ра-I" и "Ра-II" с интернациональным экипажем из ученых, врачей, журналистов. А в 1978 году на тростниковой лодке "Тигрис" – точной копии древнеегипетских судов – он отправился через Персидский залив к Оману и затем к Пакистану и по Индийскому океану к Джибути. Это путешествие, продлившееся 5 месяцев, имело целью смоделировать процесс заселения этого региона древнейшими жителями Земли.

В 1980-1990-х годах Хейердал проводил археологические изыскания на Мальдивских островах, раскапывал район пирамид Тукума в Перу. Жил он постоянно на Тенерифе и вел самый активный образ жизни. Умер 19 апреля 2002 года.

Тур Хейердал написал ряд книг: "Путешествие на "Кон-Тики"; "На плоту от Перу до Полинезии"; "Аку-Аку. Тайна острова Пасхи"; "Ра"; "Древний человек и океан" и др.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.