Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Фото А. РЫБАКА

Номер 35 (728)
03.09.2004
НОВОСТИ
Архив
Культура
Вопрос - ответ
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 35 (728), 03.09.2004

В НЕБО С СОФИЕВСКОЙ

Многие события в истории отечественной авиации связаны с Одессой. Ище в 1907 году в Одессе любители технических видов спорта горячо обсуждали вопросы создания организации, которая могла бы осуществлять воздушные полеты, обучать авиаторов. Разработанный устав такой организации в феврале 1908 года был зарегистрирован у нотариуса. Первое собрание членов-учредителей научно-технического общества "Одесский аэроклуб" (ОАК) состоялось 24 марта 1908 года. Секретарем клуба избрали К.Л. Маковецкого. Средства ОАК составлялись из вступительных и членских взносов. Вскоре аэроклуб стал издавать свой журнал "Спорт и наука". Многие его страницы были посвящены деятельности одесситов-энтузиастов воздухоплавания Сергея Уточкина, Алексея Ван дер Шкруфа, Карла Маковецкого, которые задолго до создания аэроклуба на собственном опыте осваивали технику полета на аэростатах, совершали полеты в Одессе, Константинополе, в Египте. "С. Уточкину принадлежит честь открытия в Одессе новой области спорта – воздухоплавания, как некогда ему принадлежала честь пионера автомобилизма на юге", – отмечал журнал "Спорт и наука".

Для продолжения воздушных полетов ОАК, накопив 1700 рублей, приобрел в Париже оболочку шара емкостью 1600 куб. м. К шару прикрепили корзину, в которой могли уместиться четыре человека. Аэростат назвали "Россия". Во дворе дома № 5 по улице Софиевской, принадлежавшего поклоннику аэронавтики отставному полковнику А.П. Сафронову, была устроена площадка для запуска аэростатов. От расположенного недалеко газового завода подвели трубы для заполнения оболочки водородом.

Первый полет "России" состоялся 29 июня 1908 года. На аэростате поднялись капитан Г.И. Утешев и А.А. Ван дер Шкруф. Поднявшись на высоту 1200 метров, аэронавты через 25 минут совершили посадку на 14 станции Большого Фонтана. 6 июля полетом "России" управлял А. Ван дер Шкруф. В корзине аэростата были пассажиры – президент ОАК командующий Одесским военным округом А.В. Каульбарс и секретарь клуба К. Маковецкий. С борта голубиной почтой посылались сообщения о благополучном полете.

Несколько полетов совершил К. Маковецкий на собственном аэростате "Эзбекиех", названном в память об Египте именем Каирского парка. Первый полет окончился неудачей – шар отнесло ветром на крышу канатного завода. Интерес публики вызвало состязание К. Маковецкого и А. Ван дер Шкруфа на точность приземления. Приз ОАК завоевал более опытный Ван дер Шкруф.

Героическим был полет "России" 20 июля 1908 года. А. Ван дер Шкруф с поручиком А.Я. Пилипенко и рядовым Назаром Ярым пролетели более 200 километров над Черным морем. Поздней ночью в восьми милях от Тарханкутского маяка аэронавтов спасли моряки проходящего парохода "Восточная звезда". Экипаж "России" и ОАК получили 32 телеграммы от аэроклубов Европы и Америки, поздравивших с благополучным исходом десятичасового полета, "давшего огромную практику в хождении над морем". Полеты "России" принесли известность ее пилоту, смелому одесситу с голландской фамилией, и дали ОАК возможность заявить А. Ван дер Шкруфа на международные состязания "Кубок Беннета" (Берлин, сентябрь, 1908).

Однако 23 августа А. Ван дер Шкруф решает стартовать в сильный ветер, чтобы не терять водород в оболочке аэростата (снаряженная "Россия" уже двое суток ожидала летной погоды). Подхваченный порывами ветра аэростат взлетел на высоту З6ОО м и за полчаса пролетел более ста километров. При спуске "Россия" потерпела аварию, пилот и пассажир остались невредимыми. Аэростат был отправлен в Париж для ремонта.

Осенью 1909 года ряд дальних полетов с пассажирами совершил член ОАК К.Л. Жильбер на аэростате "Катьек". Агроном по специальности, он двадцать девять лет жизни отдал воздухоплаванию, внес усовершенствования в конструкцию клапанов аэростата.

Полеты аэронавтов вызвали большой интерес горожан. Городская управа выхлопотала у владельцев газового завода льготные цены на водород, необходимый для запуска аэростатов.

Профессор Новороссийского университета Танатар предложил способ очистки водорода. Всего в 1908-1909 годах в Одессе был совершен 21 воздушный полет. На аэростатах поднимались три дамы, два гостя (в их числе писатель Куприн), четыре нижних чина морского батальона и восемнадцать членов ОАК.

Петербургский журнал "Библиотека воздухоплавания" в 1909 году писал: "Из организаций в провинции надо отметить прежде всего Одесский аэроклуб, учрежденный несколько раньше Всероссийского. Поставленный с самого начала совершенно самостоятельно, имея хороших работников и энергичных людей, этот клуб проявляет больше практической деятельности, чем все другие подобные организации, причем подъемы шара в Одессе делаются публично, чем безусловно популяризируется идея воздухоплавания".

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.