Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Рис. О. Жмура

Номер 16 (606)
05.04.2002
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 16 (606), 05.04.2002

ЗАЛ – ЛИЦО ТЕАТРА, АКТЕРЫ – ЕГО ДУША

Обещанное надо выполнять. В заметке "Новый русский родился" нашим читателям был обещан подробный рассказ об Одесском русском драматическом театре (теперь не имени А. Иванова – ныне мало кому известного председателя Одесского губисполкома, "заслуга" которого перед театром была в том, что он скончался в то лето 1927 г., когда театр получил статус государственного).

Начинать надо с истоков. Если продолжить аналогию, использованную в заголовке, то мозг театра – это режиссеры, сердце его – зрители, а здание? Здание, в котором заключены душа, мозг, в котором бьется сердце, – это та внешняя оболочка, которая встает перед глазами, когда произносят: Одесский русский театр. Так вот, зданию, которое служащие Мельпомене артисты русского театра три четверти века считают безраздельно своим, без малого 130 лет. И всегда оно (за исключением нескольких лет в начале XX века, когда в нем был скейтинг-ринг) предназначалось для русского театра, хотя принимало не только русские драматические труппы, но и украинскую, оперную и опереточную (в т.ч. французскую) антрепризы, хотя сверкали в нем не только Николай Милославский и Мария Савина, но и такие корифеи украинской сцены, как Мария Заньковецкая, Марк Кропивницкий, хотя выходили на его подмостки Владимир Давыдов, Сара Бернар, Элеонора Дузе, Бенуа Коклен-старший, Эрнест Поссарт...

Изначально в 1874 году театр назывался "Театром Великанова" – по имени купца А. Великанова (театр был построен на его деньги по проекту его сына В. Великанова), но уже через год, перейдя во владение Ф. Рафаловича, он стал именоваться "Русским театром".

23 ноября 1874 года был сыгран первый спектакль труппой, возглавлял которую актер и режиссер, интеллигент и дворянин Николай Карлович Милославский. Именно его антреприза, его спектакли, отличающиеся от многих провинциальных трупп профессионализмом, дали толчок стремлению одесситов к тому, чтобы в городе была своя постоянная театральная труппа. Но и до революции 1917 года и немало лет после нее на сцене русского театра ставились спектакли разного уровня, зависящего от профессионализма ангажирующей труппы. После революции среди одесских трупп, возникающих и лопающихся, как мыльные пузыри, с разной долготой жизни, возник более или менее стабильный коллектив с характерным названием "Мастерская социалистической драматургии" или театр "Массодрам". Он и стал предтечей, ядром постоянного Одесского русского драмтеатра. Днем рождения театра можно считать 1 октября 1926 года. В этот день театральный сезон в нем открылся пьесой Э. Толлера "Эуген Несчастный". Режиссерами театра стали А. Харламов и Д. Касьянов. Приоритетными на сцене театра были спектакли, отвечающие задачам нового социалистического общества, т.е. понятию советская драматургия. "Любовь Яровая" К. Тренева, "Виринея" Л. Сейфулиной – вот типичный срез репертуара первого года существования театра, да и дальнейших лет. Впрочем, для сборов театр шел и на идеологические отступления. То, что впоследствии стало традицией театра им. Вахтангова в Москве, вынужденно начинало свою жизнь на подмостках Одесского русского театра. Вольная интерпретация классиков, таких, как Шекспир и Лопе де Вега, с коллажем из злободневных миниатюр, с успехом проходила у одесской публики. Эти спектакли создавались совместно драматургом М. Тригером и режиссером Б. Глаголиным. Но такие спасательные меры были лишь паллиативом. Необходима была государственная поддержка (проблема, не утратившая актуальности и сегодня), а для этого театр должен был приобрести статус государственного, что и произошло летом 1927 года.

Выше прозвучало, что мозг такого живого организма, каким является театр, – это его режиссер, его художественный руководитель. Он определяет эстетику, концепцию и репертуарную политику театра. Первым худруком государственного русского театра в Одессе стал ученик и последователь В. Мейерхольда Алексей Грипич. Из Москвы, где он был режиссером Театра Революции, он привез свой репертуарный план и последовавших за ним из московских и петроградских театров артистов. Так в Одессу попал и молодой Михаил Астангов...

(Продолжение следует.)

Елена КОЛТУНОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

По вопросам приобретения книг звоните по тел.: 649-656, 649-660