+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 46 (1486), 5.12.2019 "ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА": ЛЕГЕНДЫ И ДОКУМЕНТЫ(Продолжение. Начало см. "Порто-франко" от 28 ноября 2019 г.) 25 декабря 1934 года на экраны Союза Советских Социалистических Республик вышла музыкальная кинокомедия "Веселые ребята". Тираж кинокартины составил феноменальные 5737 копий. (Для сравнения: в 1970–80 гг., когда и территория страны была побольше, и население увеличилось почти в два раза, максимальное количество прокатных копий составляло 2000 — по сведениям киноведа Марины Косиновой). Фильм откровенно был рассчитан на массовый успех, и таки его добился. Не одно поколение советских зрителей с восторгом лицезрело приключения пастуха Кости Потехина и его друзей, а песни Дунаевского на слова Лебедева-Кумача уже давно живут собственной жизнью, став цитатами и поводом для новых и новых кавер-версий, проще говоря, перепевов. Особую роль сыграл этот фильм и в судьбе Леонида Утёсова. Ибо после "Веселых ребят" из популярного артиста, но все-таки "одного из...", он превратился в "суперзвезду", в коем качестве пребывал уже до конца жизни. Между тем путь фильма к своему зрителю оказался далеко не простым. Так, буквально перед запуском фильма в производство против него выступили сотрудники производственных цехов киностудии "Мосфильм"... "ГЛУБОКАЯ РАЗВЕДКА" Несмотря на сопротивление, поддержка главного киноначальника — Бориса Захаровича Шумяцкого дала старт киносъемочному процессу. Однако уже 16 июня 1933 года в газете "Кино" появился очередной репортаж корреспондента, уже известной нам под псевдонимом Е. ЛЕН-А, под заголовком "Глубокая разведка в область комедии". Уже в зачине статьи автор отмечала: <<О смехе, о проблеме смешного, о завоевании специфически советского смеха говорят сейчас очень много. Но ни об одной комедии не говорили, не спорили так много, как о "Джаз-комедии" Александрова, Масса, Эрдмана. Она была предметом двухдневной дискуссии. О новом режиссерском ее варианте запальчиво спорили на творческой коллегии>>. В разговоре приняли участие и многие кинодеятели, которые выступали с критикой кинокомедии на обсуждении в Доме ученых двумя месяцами ранее (в апреле). "Отметив яркую талантливость сценария, его высокую кинематографическую культуру, докладчик-рецензент т. Соловьев называет сценарий идейно выхолощенным, говорит о его зависимости от опыта буржуазной комедии. — Это откровенная ставка на развлекательность, — с осуждением констатирует т. Соловьев". Так как в основном докладе комплименты в адрес сценария и его осуждение чередовались, это не дает никаких ориентиров для коллегии. Участница апрельской дискуссии Эсфирь Шуб отметила: <<"Джаз-комедия" не разрешает проблему советского смеха. Она не является органически советским произведением, которое могло вырасти только на советской почве. "Джаз-комедия" суммирует достижения буржуазной, в частности, американской комедии, — эти положения — узел спора>>. Режиссер Григорий Александров, выступая в защиту своего фильма, заявил, что "Ничего советски чуждого в вещи нет, потому что в ней нет ни психологического, ничего бытового. Это — комедия положений, это — эксцентриада". Ему возражал Александр Мачерет, который утверждал, что "Джаз-комедию" потому нельзя назвать органически советской вещью, что она не строится на ситуациях, возможных при типично советских отношениях. Свою точку зрения высказал и директор Московской кинофабрики "Союзкино" Соломон Орелович: <<Нельзя делать выводы об "импортности" вещи на основании ее сюжетной схемы. Если отбросить абсолютно всё, что есть в сценарии, и оставить только сюжетную конструкцию, скелет, то, конечно, она типично буржуазная. Но разве можно механически отбрасывать все, кроме скелета?>> Много споров вызвал исполнитель роли пастуха Утёсов. Режиссер Александров решительно отстаивал Утёсова, при этом отмечая, что <<Каждая сцена "Джаз-комедии" органически строилась на Утёсове, на вещах, которые он умеет делать. Эта роль строилась, так сказать, на биографических данных Утёсова>>. Много внимания в ходе обсуждения уделялось и незаконченности сценария и его готовности к съемкам. Сам режиссер Александров и начальник художественно-производственного отдела киностудии Захар Даревский откровенно согласились: кое-что придется искать и находить уже в самом процессе съемок. Этой темы коснулся и Соломон Орелович: "Сценарий явно велик, явно нуждается в дальнейшем сокращении. Намерение т. Александрова сокращать в съемочном периоде внушает большие опасения. Я осуждаю этот опасный путь". В завершение статьи корреспондент отметила, что подлинную занимательность, настоящую советскую комедию сценаристам и режиссерам еще предстоит завоевать. Александров, Масс, Эрдман сделали большой шаг на пути к этому завоеванию. А в конце привела слова С. Ореловича, характеризующие роль и значение "Джаз-комедии": "Это — глубокая разведка в область комедийного жанра".
УТЁСОВ "ИМЕЕТ ПРАВО" Уже через неделю, 22 июня 1933 года, в газете "Кино" была опубликована статья Л. Маевича <<О "Джаз-комедии">>. Материал интересен тем, что в нем приведено несколько эпизодов сценария, не попавших в фильм. Кроме этого, автор активно защищал участие Леонида Утёсова и его музыкального коллектива в кинокартине. Вот некоторые отрывки из публикации: "Костя Потехин — колхозный пастух, который водил свое стадо под "коровий марш". Играя в гостях "коровий марш", Костя невзначай собрал свое стадо, которое пришло в квартиру. Корова Марья Ивановна напудрилась, бык Чемберлен хватил вина. Скандал. На собрании колхозников обсуждали это событие. Подойдя к столу и повернувшись, оратор говорит: — Товарищи, если Константин свою музыку не бросит, то нам испортит всю музыку. У нас, товарищи, колхоз, а не цирк. Возгласы: — Правильно! Оратор: — Необходимо вырвать с корнем эту музыку из нашего стада. Возгласы: — Верно... Запретить ему этот балаган..." За пастуха Терехина (так в статье! — прим. авторов) заступился старый музыкант. Терехин сыграл на скрипке собранию колхозников. Понравилось. Костю отправляют за колхозный счет учиться. Сценарий "Джаз-комедии" построен таким образом, чтобы наиболее полно обыграть Утёсова и его коллектив. В поисках сюжета для утёсовского джазбанда, в поисках особой структуры для этого авторы дали сценарий, который вышел за рамки утёсовского джазбанда. Получилась новая кинематографическая вещь, веселая, радостная. Противники "Джаз-комедии"... не говорят самого главного: имеет ли право на существование на советской сцене Леонид Утёсов с его жанром и репертуаром? Не серьезно ставить вопрос таким образом: нужен или не нужен Утёсов. Он существует и, по-видимому, не по недоразумению, не по недосмотру. Утёсов своими средствами, своим жанром дает советскому зрителю занимательный, часто остроумный советский репертуар. "Джаз-комедия" является кинематографическим джазбандом Утёсова. Нельзя искать в "Джаз-комедии" того, чего там нет и быть не может. "Джаз-комедия" никаких проблем не решает, кроме одной: дает остроумное и веселое советское зрелище. Как жанр, так и репертуар Утёсова, не являются последним словом музыкальной эксцентрики. Как бы ни был занимателен Утёсов и его репертуар, нельзя прикрывать им все остальные жанры. Боязнь "утёсофицирования" советской кинематографии не имеет под собой почвы. "Джаз-комедия" не претендует на роль основного и направляющего жанра. Это только джаз-комедия производства 1933 года. Все рассуждения об "идеологическом" и "утробном" смехе дальше старушечьих вздохов не идут. Специалисты по классификации "смехов" пробавляются скучными разговорами. "Джаз-комедия" уже в производстве. Коллектив т. Александрова вместе с Утёсовым и катафалком сейчас целые дни проводят на улицах Москвы. Съемки идут полным ходом. Фабрика и трест должны максимально помочь Александрову, окружить его исключительным вниманием".
УДАРНИКИ КИНОТРУДА Между тем, пока шли споры и совещания, съемки картины в Москве и Гаграх шли столь ударными темпами, что шествующая над кинофильмом газета "Комсомольская правда" уже 17 августа 1933 года публикует беседу с кинорежиссером Г. Александровым "Новые люди, новая техника". Привлекательно звучит подзаголовок статьи — "В декабре советский экран получит комедийный фильм". Примечательно, что "комсомольцы" не ошиблись. Действительно, кинокартина вышла на экраны страны в декабре, правда, уже следующего 1934 года, и уже под новым названием — "Веселые ребята", да и сценарий претерпел к тому времени множественные исправления. Леонид Утёсов очень переживал, что Г. Александров убрал из фильма многие сцены с участием утёсовского джаза и заменил их эпизодами с Л. Орловой. И только прирожденный одесский юмор позволил Утёсову найти этому очень точное определение: "Мадам съела всю мою пленку". Вернемся к интервью с режиссером. "В беседе т. Александров сообщил о своей работе: — Наша комедия является попыткой создания первого веселого советского фильма, вызывающего положительный смех. В нашем фильме мы стремимся показать, что в условиях напряженной работы, в которых ведется социалистическое строительство, живется весело и бодро. И бодрость и веселость — основное настроение, которое должно сопровождать наш фильм. Для осуществления фильма мы внедряем в кинематографию новых людей: авторов, актеров, музыкантов и техников. Актеры-исполнители главных ролей — Л. Утёсов и Л. Орлова, пришедшие из Мюзик-холла и музыкального театра, принесли с собой новую для кино манеру игры, пения и танцев". Всю остальную часть интервью, Г. Александров посвятил техническим новинкам, которые он применял (используя свой голливудский опыт) в процессе киносъемки. А в конце интервью предъявил претензии техническим службам кинофабрики: "Так как наша фабрика не привыкла к тем темпам работы, которые мы ей предложили, наша группа частично запаздывает с планами своих работ из-за непредоставления нам в сроки необходимых простейших декораций, небрежности в техническом оборудовании и т. д. В декабре мы закончим нашу работу и, таким образом, сдадим ее в рекордный для нашей кинематографии срок, вполне возможный и даже обязательный для работы над большими звуковыми художественными фильмами. Необходимы лишь бесперебойная работа всех технических цехов фабрик и помощь внутрифабричной общественности". "Стоит отметить, что это первая публикация, в которой упоминается имя Любови Орловой".
А "ТЕХНАРИ" — ПРОТИВ Оптимистические намерения режиссера натолкнулись на противодействие технических служб киностудии. Газета "Кино" в начале 1934 года, 16 января, говоря о проблемах со съемочным процессом, публикует полколонки с интригующим названием "Штурмовая группа". Сперва пришлось признать, что группа Александрова, снимающая "Джаз-комедию" — лучшая группа фабрики. А вот дальше: "Действительно, съемки "Джаз-комедии" до сих пор шли очень успешно: группа работала с полной нагрузкой, без задержки переходила из декорации в декорацию, в случае вынужденных простоев группа создавала вторую смену и таким образом компенсировала простойное время. За декабрь группа успешно выполнила план, сэкономив 9 съемочных дней, и на слете ударников работники, объявив свою группу штурмовой, обязались закончить все съемки к 10 февраля". Этим планам, как оказалось, может помешать работа декораторского цеха, который задерживает изготовление двух больших транспарантов (это не то, что носят на демонстрациях) и декорации "Большой театр" (все прекрасно помнят заключительные сцены кинофильма). Автор колонки (в очередной раз, скрывшийся за скромной буквой В.) завершает свою публикацию обращением: "Руководство фабрики должно решительно содействовать скорейшей сдаче транспаранта. Это поможет группе режиссера Александрова выполнить взятые на себя обязательства". К концу весны, 28 мая 1934 года, газета "Кино", практически подвела итог съемкам кинокартины. Заметка всего в полколонки под названием "Джаз-комедия" с незатейливой подписью Н. Т. с первых строк сообщала: "Первого июня сдается в законченном виде "Джаз-комедия". Последний месяц группа работала в две смены, проводя озвучивание картины. 23 мая озвучен наиболее сложный объект фильмы "Финал финалов". Музыкальная часть озвучивания проводилась под непосредственным руководством композитора И. О. Дунаевского... ...Общий метраж фильмы 2600 метров. В начале июня фильма будет показана на общественном просмотре". (Продолжение следует.)
Эдуард АМЧИСЛАВСКИЙ, Александр ГАЛЯС. Фото для коллажа из фондов Московского Музея кино. От редакции. Этой статьей мы начинаем серию публикаций, посвященных 125-летию выдающегося одессита Леонида Осиповича Утёсова. Приглашаем наших читателей поделиться своими воспоминаниями, впечатлениями, мнениями, мыслями о том, что связывает их с творчеством Л. Утёсова, какие чувства вызывают его песни, книги, истории.
|
|
|||||||||||||||||
|